Живые примеры неправильного воспитания

Дилетантские наблюдения за жизнью нашего двора.

Наблюдение за воспитанием детей.

Наблюдение первое: «Воспитывай ребенка в стиле сплошных запретов — выйдет подлая тварь».

Девочка (назовем ее Аней) с первых дней дрессировалась в «нет-системе». От выгуливающих ее родственников можно было услышать только рявканье: «Туда не ходи!», «Это не бери!», «Нельзя!», «Положи сейчас же!». И никакого одобрения или слова ласки.  Доходило до абсурда: в песочнице сидело несколько детей. Все с головы до ног в песке, куличики лепили руками. Ане же трогать песок руками запрещалось.

Еще тогда, 2 года назад, меня настораживало, что, стоит взрослым отвлечься, она — раз! — и рукой в песок. А потом снова сидит с лопатой, как ни в чем не бывало.

Прошло 2 года. Что видим? Все те же «нельзя», «не бери», «не  трогай». Однако, стоит только отвлечься — Аня возьмет да и ущипнет свою подружку исподтишка. Или отберет что-нибудь у малышей, или толкнет — да так, чтобы потом на нее не подумали.

Девка-то с характером. А характер требует выхода. И нереализованные желания — тоже. Родители хотят пай-девочку, а получают — ?.

Кстати, Анечку я уже упоминала в статье о дрессировке детей. Примерно тот же исход я уже наблюдала в своем детстве — подружки хитрее было не сыскать, а выросла из нее по-настоящему подлая тварь.

 

Наблюдение второе: «Воспитывай ребенка в стиле сплошных запретов — выйдет забитая личность».

Девочка Ира (о ней я также уже рассказывала) дрессировалась примерно как и Аня. Единственное отличие — в темпераментах, характере. У Иры он оказался значительно покладистее.

Что видим сейчас? Ира лишнее слово вымолвить боится, а уж чужую вещь попросить или взять — и подавно. Все лужи обходит за километр и охает, когда видит испачканных детей.

И таких примеров вокруг нас уже целых 3.

 

Наблюдение третье: «Плюй на ребенка — выйдет личность без тормозов».

Мальчик (назовем его Васей) с пеленок был отдан на попечение няни. Родителям было не до него — у них работы, бассейны и своя личная жизнь. Няня также любовью не баловала.

Парень из штанов лез, как бы обратить на себя внимание. Вел себя хорошо — никому дела не было, начинал вести плохо — получал по заднице от няни. Бежал потом к матери, она его по головке пару раз погладила — и снова в свои дела.

Что видим сейчас? Парень делает, что хочет. Первая няня не выдержала — ей на смену пришла другая — она хоть от детей оттаскивает и объяснить пытается. Только не помогает уже ничего. Момент упущен.

Мальчику нужна любовь, а получить ее не от кого. Вот и ведет себя как маленький чертенок. На площадке его ото всюду гонят, дети с ним играть боятся, а дома всем на него плевать.

 

Отступление: Мой эксперимент.

Эксперимент воспитания ребенка.

Попробовала я на днях заинтересовать Васю игрой — позвала, стала рисовать машину. Напомнила, что в прошлом году он знал все марки. Потом «забыла», где должны быть колеса — напомнил. Потом лодку нарисовали, потом еще что-то. Погладила его по голове, похвалила. Стали играть в мяч.

И — о чудо! — после нескольких таких попыток вести себя с ним по-человечески — парень начал играть в коллективную игру. Ничего не отнимая и толкаясь. А в конце еще и сам предложил моей Евусе покататься на своем мопеде. Так что мои догадки подтвердились.

Я попробую и будущем быть к нему повнимательнее. Однако все равно это лишь полумера с ограниченным сроком действия. Возможно ли сделать что-то большее? Не знаю…

Если вам есть, что сказать — буду рада продолжить разговор в комментариях.

И, в любом случае, желаю вам терпения в воспитании своих детей и общении с чужими. Давайте будем внимательнее и к тем, и к тем. До определенного возраста это всего лишь маленькие существа, целиком зависимые от нас.

Напоследок ловите интересный видео-фрагмент из фильма «Я и другие»:

 

Постельное бельё
<ul class="post-categories"> <li><a href="https://blogopsy.ru/category/boltushka/" rel="category tag">Болтушка</a></li></ul>
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(25 голосов, в среднем: 4.6 из 5)

Комментарии к записи

  1. Ольга Протасенко 29.09.2015 в 04:31 |

    Виталий, мне подскажите. Для девочки (сейчас ей ровно 3 года). На редкость (так сказали профессионалы, которые смотрели) гибкая и координированная. Ну и активная до жути.
    Мы в Москве.

    Ответить
  2. Ольга Протасенко 29.09.2015 в 10:04 |

    Юль, моя примерно такая же. Д еще и на публику любит играть — хлебом не корми.
    Мало того, она с полутора лет днем не спит — весь день скачет. Может посидеть-паззл пособирать, пластилин полечить или с гусеницей повозиться. Бывает, да, и по часу сидит. Но в основном пылает, лазает, скачет.
    Говорят, таким как она нужны спортивные секции, гимнастика. С четырех лет отдадим. Мой муж такой же был — в 4 года его отдали всюду, куда взяли — и на плавание (полупрофессионал), и на борьбу, и еще куда-то там.
    Помогло)

    Ответить
  3. Ольга Протасенко 12.10.2015 в 12:52 |

    Да, Ольга, и это самое сложное:(

    Ответить
  4. Ольга Протасенко 16.10.2015 в 15:13 |

    Оль, здесь я описала, можно сказать, крайние случае (семьи алкоголиков и тд не берем).
    Могу сказать за свою дочь: у нас лет до двух не было практически никаких запретов. Да вообще никаких. А потом, если и были, то объяснялся каждый запрет подробно. А так, позволялось значительно больше, чем многим другим детям — и дома, и на площадке.
    Сейчас она не в меру самостоятельная и своевольная. Но добрая и жизнерадостная хотя бы, тьфу-тьфу-тьфу.
    И дружок в Москве у нее такой же (сын моей лучше подруги) — и воспитание такое же) Так что причина-следствие очевидны.

    Ответить
  5. Артем 16.10.2015 в 21:41 |

    Хороший вопрос. Лезть конечно стоит, жалко ведь пацана, но как это аккуратно сделать даже не знаю.
    А у него друзья есть, может с ними заодно на секцию ходить.
    У тебя-то маленькая детка еще, а то можно было бы типа за компанию их вдвоем куда-нибудь возить. В бассейн там…
    Но это тяжело тебе будет, придется тебе на себя родительские заботы взваливать. Или с родителями поговорить, но опять же, если в лоб сказать, то взовьются и пошлют. Даже не знаю, что еще

    Ответить
  6. дед Виталя 26.10.2015 в 01:31 |

    Первый раз (старшей не было ещё и 5, средней -3 годика, а Лёшке — 2) мы рискнули с ними и воспитанниками жены (напомню, что она 35 лет работает с детьми в областном центре туризма и краеведения учащейся молодёжи руководителем кружков по спортивному туризму и ориентированию) сплавиться по нашей местной речушке Ворскла (Петр Первый на её берегах воевал со шведами во время Полтавской битвы) на байдарках (школьники) и тримаране (семья).
    Тримаран в нашем понимании — это моё «изобретение».
    Взяли обычный туристский катамаран (на которых мы уже с женой не раз до того похода сплавлялись по горным речкам), а между баллонами посредине закрепили 3-местную туристскую байдарку «Салют». В байдарке сидели наши дети — были «и волки сыты, и овцы целы».
    А затем потихонечку уже и на байдарки по очереди своих детишек подсаживали.
    Младшая, Женька, с 2-х лет в байде путешествовала.
    Нет, вру, она первый раз плавала вместе с Надеждой, когда та была на 7-м месяце 🙂 — в августе 1992-го

    Ответить
  7. Юлия Qween 10.11.2015 в 10:53 |

    Мда… Прочитала про мальчика и вспомнила своего старшего… Но у меня проблема другая. Он общительный и в целом доброжелательный. Но ООООЧЕНЬ активный и эмоциональный. До такой степени, что я бывает очень устаю с ним морально. У него рот не закрывается ни на минуту, игрушки малоинтересны, весь день в движении. Куда бы энергию направить?

    Ответить
  8. Ольга Протасенко 11.11.2015 в 14:01 |

    С родителями девчонок точно ничего не сделаешь — там одни в неадеквате (я кидала ссылку на прошлогоднюю историю), а другие в старой деревенской закалке.
    А вот насчет матери парня все думаю. Не в моих правилах лезть с советами, но здесь уже явный перебор — с ним рядом просто опасно. он и чужих взрослых поколачивает, ты прикинь. Я не даюсь — руку перехватываю, держу и объясняю спокойно. А некоторые оплеухи дают — от чего он совсем с катушек срывается. Короче, пахнет вся эта история жареным и меня волнует.
    Вообще, ей и няне все эти 4 года твердили, что надо бы построже, надо бы обуздывать хоть как-то. А в ответ: «Ну, он же еще ребенок! Вот вырастет…». Вот — вырос.

    Ответить
  9. Ольга Протасенко 16.11.2015 в 11:29 |

    Хорошее сравнение, Ольга. Конечно, говорить легче, чем применять на практике. Но хотя бы не совершать непоправимые, роковые ошибки…

    Ответить
  10. Ольга Протасенко 04.12.2015 в 06:31 |

    4 года как раз. Твердили, соответственно, года 3, а не 4, да)

    Ответить
  11. Ольга Протасенко 10.12.2015 в 21:36 |

    Спасибо, Виталий! Активно гуляем все время почти)Вообще, еще раз перечитала твой первый коммент — ты, конечно, просто потрясающий отец. И дело не в количестве времени, проведенном с детьми, а в качестве — редко встретишь такую включенность в занятия с ребятней!

    Ответить
  12. дед Виталя 11.12.2015 в 00:41 |

    Оля, мы вроде бы у Дмитрия Тихонова (Лемура) уже на Ты договорились 😉
    Да, теперешние вирусы — весьма неприятная штука. Наши младшие внуки этой весной тоже по несколько раз болели.
    Дача — правильное решение! Свежий воздух лечит и иммунитет укрепляет

    Ответить
  13. Ольга Протасенко 12.12.2015 в 11:13 |

    А у нас тут гимнастика только с четырех:- (

    Ответить
  14. Ольга Бардина 19.01.2016 в 22:57 |

    Любые крайности приводят к проблемам: и гиперопека, и игнорирование; и запреты, и вседозволенность. Вот балансировать на грани разумного, подальше от краев — в этом и есть непростая, но необходимая родительская задача.

    Ответить
  15. Юлия Qween 22.01.2016 в 03:40 |

    Ну нас нельзя назвать городскими. У нас, считайте, деревня 🙂 В прошлом году у старшего тоже такая реакция была на укусы, а теперь ничего. Думаю, что и у мелкого пройдет на будущий год

    Ответить
  16. Ольга Протасенко 03.03.2016 в 15:51 |

    Хм… Может, у нее были мотивы помимо денег? Как-то уж совсем из ряда вон.Вообще, это все очень печально. Детей жалко. Матерей — тоже как бы — вряд ли они счастливы в своем материнстве. Но оправдания им все равно нет.

    Ответить
  17. дед Виталя 06.03.2016 в 10:08 |

    Ольга, ну вот в таком возрасте можно и на гимнастику. А пока активно гуляйте. Время бежит быстро 🙂

    Ответить
  18. Ольга 16.03.2016 в 06:37 |

    Да Ольга, есть над чем задуматься! Дети как пластелин а мы взрослые скульпторы.
    Спасибо за статью!

    Ответить
  19. Лариса 02.04.2016 в 05:17 |

    Спасибо за отличные советы! Обязательно ими воспользуюсь!

    Ответить
  20. Артем 03.04.2016 в 02:52 |

    Не понял, а сколько же лет Васе?

    Ответить
  21. Артем 16.04.2016 в 01:02 |

    Тогда еще поправимо, только разговаривать надо с ним, ему внимание требуется, отсюда и все беды. Да и рядом кто-то из авторитетов должен быть, как правило это отец, которого он не видит, что очень плохо
    По моему у тебя и читал, что дети копируют ближнее окружение, а конкретно пример берут с родителей. А Васе с кого брать? С индифферентной няни, которой ничего не надо, лишь день отработать? Та что, или родители должны больше внимание уделять или няню менять.
    Есть еще вариант — это отдать ребенка в спорт или боевые искусства, с 4 лет уже берут, а там тренер будет авторитетом почище родителей. Так себе вариант, конечно, но за неимением лучшего…

    Ответить
  22. Ольга Протасенко 30.04.2016 в 21:27 |

    Меня не сами байдарки и катание на них смущают, а условия жизни в условиях таких путешествий… Как там есть-мыться и тд? Вот что очень бы напрягло, тем более с детьми!

    Ответить
  23. дед Виталя 07.05.2016 в 18:06 |

    Юлия, надо подобрать для сына хороший спортивный кружок или секцию. Но очень к этому вопросу подойти взвешенно — познакомиться с родителями других детей. посещающих эти занятия, узнать их мнение о тренерах, да и с тренерами сразу же поговорить откровенно. Лишним не будет. Потому как разные руководители и тренеры бывают.
    Но активному парню такое занятие не помешает.
    Я бы даже посоветовал спортивное ориентирование.
    В группах моей жены есть парни, которые до этого поменяли с десяток секций. А вот на ориентировании остановились.
    Конечно же многое зависит и от тренера, но!
    Спортивное ориентирование — это и физическое (притом на природе!) и интелектуальное развитие, такие себе шахматы на бегу.
    Лично я с ориентированием познакомился только в 35 лет и до сих пор ему верен.
    Вот в конце месяца собираемся с женой на ветеранский чемпионат мира в Италию.
    Юлия, прошу прощения, а в каком городе Вы живёте? Могу подсказать по секциям спорториентирования. А да — в Бабаево.
    Сейчас гляну, нет ли у вас в посёлке такой секции. Если нет, тогда — туризм

    Ответить
  24. Ольга Протасенко 11.05.2016 в 05:39 |

    Это да, согласна — и про спорт, и про няню. Кстати, няню вот только-только поменяли на адекватную. Хорошая тетка, но признается, что не выдерживает — через месяц увольняется:( И ее легко понять — я бы тоже не выдержала. Это издалека и в теории легко рассуждать, а как на деле, да еще 24 часа в сутки 5 дней в неделю…Была бы она у парня с пеленок — могла бы компенсировать безучастность родителей, хоть как-то. Но это уже мои догадки.Вопрос — стоит ли мне лезть или оставить все как есть? И, если лезть, то как так сделать, чтобы не оскорбить, и заставить задуматься?

    Ответить
  25. дед Виталя 21.05.2016 в 10:09 |

    Вот как раз волдыри вскакивают от укусов комаров и прочих слепней у детей тепличных, не приученных к прогулкам и выездам на природу :).
    Я ничего не выдумываю. Отлично помню, как с нашими детьми было, и как родители их ровесников удивлялись, почему наших никакая «зараза» не берёт, а их дети постоянно болеют. подвержены аллергии и т.п.

    Ответить
  26. Ольга Протасенко 15.06.2016 в 05:49 |

    У нас на даче тоже куча комаров по вечерам. Искусаны все, правда, безо всяких волдырей почему-то…

    Ответить
  27. дед Виталя 19.06.2016 в 20:12 |

    Юлия, прошу прощения :(.
    Я вот на возраст Ваших ребят не посмотрел сразу. Думал, что они постарше. Пока особенно не беспокойтесь. Пусть бегают и расходуют лишнюю энергию. Малым детям это не во вред. Хуже, когда они малоподвижны.
    А ориентирование, туризм это только с 8-9 лет.
    В более молодом возрасте дети эти виды спорта не воспринимают ещё. Прогулки, небольшие экскурсии — можно и в дошкольном возрасте.

    Ответить
  28. дед Виталя 30.06.2016 в 06:15 |

    Ольга, в летнем сплаве это такие пустяки.
    На стоянках готовим шикарнейшие ужины, завтраки и перекусы, в т.ч. и детские блюда.
    Горячей воды вечерами (да и днём тоже не проблема вскипятить на костре) — хоть залейся :)!
    Скажу больше — в городе с этим даже напряжнее, чем в летнем путешествии.
    Вот зимой уже посложнее. Хотя и в тех условиях периодически организовывали в бпрошенных избах баньку или если походы не сложные — в населёнке на баньку напрашивались. А помыться вечерком — воду и зимой можно нагреть.
    Сам я в первую очередь — турист-лыжник. Больше 40 лет подряд ходил в спортивные лыжные походы. Два раза выполнял норму МС СССР по спортивному туризму.
    Но в лыжные походы мы маленьких детей не берём 😀

    Ответить
  29. Ольга Протасенко 30.06.2016 в 11:11 |

    Моя на год младше — ей 3. Ты знаешь, думала об этом.Но, во-первых, здесь поблизости мало что есть (мы на даче), а, во-вторых, я не вожу. Ну а главное — побаиваюсь я сближать их с дочкой. Это во время прогулок я начеку, а в секции не понятно, как будет.Можно было бы приглашать к нам домой и вместе с ними играть-лепить. Но, опять же, какой пример дочке? Я заметно внимательнее отношусь к хулигану. Надо ли?Сейчас вот подумала — вопрос для детского психолога. Как-то все непросто.

    Ответить
  30. Артем 21.07.2016 в 19:18 |

    Ну да, совсем все не просто…

    Ответить
  31. Артем 03.08.2016 в 15:37 |

    Хм, уже ничего не сделаешь. Если только родителям по голове дубиной настучать, и одним сказать чтобы отстали от детей, а другим напомнить «Эй деловые люди — у вас сын растет».
    Только не поможет это все… Все же «умные», «как это меня учить моего ребенка воспитывать…»

    Ответить
  32. Юлия Qween 05.08.2016 в 03:23 |

    К сожалению ему еще рановато все это — даже трех лет нет ему. А потом и выбор у нас совсем маленький. Насколько я знаю, с трех лет у нас только гимнастика. Возможно туда осенью и подадимся.

    Ответить
  33. Ольга Протасенко 12.08.2016 в 07:25 |

    Точно — на «ты»! А я все время путаю. Надо уже со всеми на «ты» — и не париться)Да, эта зима какая-то необычная была в плане болезней — все друзья наши тоже болели на редкость много. Будем надеяться, что следующие зимы будут здоровее:-)Кстати, насчет байдарок ты меня сразил — я и сама-то не поехала бы (боюсь), а уж с ребенком… Лихая у вас с семейка, однако))

    Ответить
  34. Елена 17.08.2016 в 04:35 |

    Истории очень поучительные. Мы сразу с мужем договорились, что больше 3 нельзя в раз не используем. Говорим Стоп, опасно, Край и прочие предостережения. А вот когда ребенком совсем не занимаются… мне подобные дети встречались на площадке, но не в такой агрессивной форме. Они просто липнут к взрослому, ходят за ним по пятам и что-то рассказывают — такое ощущение, что дома сих не слушают. Еще пытаются все время переключить внимание с моего ребенка на себя. Мне их жаль искренне, иногда я с ними разговариваю, что-то объясняю или рассказываю, но не в ущерб своему сыну. В конце концов, если родителям лень почитать хоть что-то по воспитанию и психологии ребенка, то они и получат на выходе то, что сами создали. Их не жалко, ребятишек — да. Если вы морально готовы взвалить на себя эту ношу — лучше просто просчитать все последствия — потому что вряд ли его родители будут меняться, а значит ноша не на день, а на годы. И без моральной уверенности, что вы потянете без ущерба семье, профессии, личным отношениям — почему бы и нет? Зато какой будет эксперимент!

    Ответить
  35. Ольга Протасенко 17.08.2016 в 16:18 |

    Виталий, большое спасибо за такой развернутый и интересный рассказ! Помню, Вы писали в одной из конкурсных работ о своей семье, ну и в блоге, конечно же.Четверо детей — это нечто. Я вот на одной, пожалуй, остановилась))Закалять, кстати, я тоже начинала. По Комаровскому (нравятся его советы). Единственно что — окунать я боялась. Пару раз попробовали с мужем, но дальше не стали. Только сейчас учим плавать в бассейне.А вот насчет болезней — это какой-то ужас. Стоило попробовать отдать дочку в группу (3 раза в неделю по 3 -4 часа) — стали болеть каждый месяц! И так 7 раз подряд за полгода. Пусть по 2-3 дня, но все равно неприятно. а один раз был-таки затяжной — я заразила каким-то жутким вирусом (удивительно, так как раньше никогда не заражала — мы только вот неделю как кормление завершили).В общем, я плюнула и увезла ее на дачу аж весной. Закалялся теперь тут)

    Ответить
  36. Web-Кошка 25.08.2016 в 13:37 |

    А у нас во дворе живет мальчик, ему лет десять, он не разговаривает… Ну то есть как не разговаривает… Совсем непонятно и неразборчиво… Большей частью, конечно, мычит. Нарушения речи у него с самого детства, но если бы мама им занялась вовремя, то их можно было бы хоть как-то компенсировать.
    Да и занятий от мамы не требовалось никаких — нужно было его просто отдать на время в речевой центр-интернат. Она отказалась — он инвалид детства, получает приличную по здешним меркам пенсию (около 15 т.р.).
    Отправился бы в интернат, пенсия перечислялась бы туда, а маме пришлось бы менять свою непыльную и неденежную работу сторожа в детском саду на такую, где нужно было бы работать, деньги хотя бы на собственную жизнь зарабатывать… А неохота ей работать… Причем не пьяница, не алкоголик… Вроде бы нормальная с виду женщина.
    А ребенок не говорит. В школу не ходит. Дружит с моим Матвейкой, которому еще двух лет нет. Темка с ним уже не играет, скучно ему. Жалко безумно мальчишку. И прав маму не лишишь никак, тогда не занялся никто этим, а сейчас уже коррекции он все равно практически не подлежит… Я каждый раз, когда ее встречаю, подавляю желание долбануть по голове чем-нибудь, честное слово.

    Ответить
  37. Ольга Протасенко 01.09.2016 в 11:48 |

    Может, аллергия была, а сейчас перерос. Я вчера на прогулке специально обращала внимание на следы укусов у здешних детей (кто в поселке живет круглый год) — есть и с волдырями. Так что да, я не права)

    Ответить
  38. Юлия Qween 07.09.2016 в 07:09 |

    И комары… У детей такие волдыри вскакивают от укуса, что смотреть страшно! А тут целыми сутками на природе…

    Ответить
  39. дед Виталя 05.10.2016 в 00:30 |

    Ох, это было недавно, это было давно…
    У нас с женой четверо взрослых детей, у меня ещё и пятый, от первой жены.
    Вот уже и не помню как это всё было. Воспитательный процесс то есть.
    Мы с женой Надеждой просто по правильным методикам не успевали их воспитывать. Трое старших практически погодками у нас были. Таня — 83 г.р., Света — 84, а Алёша — 86. Женька припоздала маленько — 1992 года.
    Единственное, что мы делали по науке (вот захотелось мне по методике, в «Сов. спорте» описанной), так это закаливание и обучение плаванию с 2-х недель (как пупок зарастал) в ванне. Надежда вместе со мной разминала, массировала старшую, а когда я малую начинал крутить в ванне по «восьмёркам» и поливать её головку водой, а чуть позже и под воду её погружать, Надя выскакивала с ванной. Очень переживала, не выдерживала смотреть 🙂
    Так я всех 4-х «дрессировал» до 6…10 месяцев. Кого сколько получалось. В отдельных случаях мешали командировки или болезни детей (было и такое). А после перерыва учебный процесс нарушался, оставалось только купание.
    Зато выигрыш был огромный. Во-первых, дети практически после года не болели. Так, по мелочам, ОРВИ там на 2-3 дня, в садике или в школе подхваченное, не более.
    Во-вторых, они очень привыкли к воде и ванне. Девчат старшие так и все буквы до 3-х лет в ванне по пластмасовым игрушкам-буквам выучили, а в 4 года уже читали. Лёшка — в 5. А младшую мы все баловали. Поэтому она училась грамоте уже в школе и поначалу была троечницей.
    А воспитывали мы ребятню на собственных примерах. Таскали с полугода каждого по соревнованиях, а с 3-лет и по походам, в основном — водным, на байдарках и катамаранах.
    Несмотря на это. выросли все они по характерам разные, но добрые и… не буду больше хвалить, т.к. не хочу вносить здесь элементы субъектива. В общем на нас смотрели, Мы их по большому счёту и не «шпыняли», и не наказывали.
    Скажу только, что детьми мы довольны. Старшей 30 лет, младшей -21. Моему старшему Олегу — 37. С ним тоже всё ОК.
    Не буду особенно расписывать, скажу только остов характера крепчает на 80 где-то процентов в семье, остальное — школа и двор. Ну может быть, плюс-минус 5%.
    Сейчас внуки растут, четверо.
    Вот с этим сложнее. Или, может быть, мы с бабуней стали более занудными и с претензиями. Ну вот не всё нам нравится, в плане воспитания нашими детьми своих детей, наших внуков.
    Мы бы их чаще на природу, в путешествия возили, а не планшеты и прочую айпад-ерунду покупали 🙁

    Ответить
  40. Ольга Протасенко 08.10.2016 в 00:02 |

    Елена, в том-то и дело, что вряд ли потяну. Уже задумывалась над этим…
    К тому же, пересекаемся мы только в летние периоды на даче, 1-2 месяца в году.
    Но я пока еще в раздумьях. Парня, правда, жалко. Хоть жалость и отнюдь не положительное чувство)

    Ответить
  41. Ольга Протасенко 12.10.2016 в 15:20 |

    Ну, в тебе-то не сомневаюсь — что и лыжник, и вообще спорсмен)
    Эта мы на сноуборде любим. Вот, в следующем году возьмем дочку)

    Ответить
  42. Ольга Протасенко 18.10.2016 в 01:46 |

    Есть такое дело. Не знаю, насколько научно, но мои наблюдения подтверждают. Мы первые полтора года на даче жили, и потом с весны по осень там же — тьфу-тьфу-тьфу, хоть и искусаны все, но не особо заметно.
    А дети городских друзей с огромными волдырями. Я всегда удивлялась, почему так.
    Правда, с аллергиями не видела связи — среди здешних дачных жителей есть сильные аллергики…

    Ответить
  43. Ольга 18.10.2016 в 10:42 |

    Оля, очень верные, а главное — полезные наблюдения. Почитала и снова задумалась, а каким растет мой сын? Правда, он гораздо старше героев сегодняшних историй, но воспитание — процесс бесконечный. Внимание детям нужно в любом возрасте.

    Ответить

Оставить комментарий