Жертва обстоятельств или предатель? Жертва обстоятельств или предатель? Фильмы о психологических экспериментах

Большинство из нас считает, что знает о себе все. Мы уверены в том, что можем предсказать свое поведение в той или иной ситуации. Кроме того, нам часто кажется, что мы знаем и близких как себя.

А если кто-то из них совершает непредвиденную подлость, думаем, что он всегда был подлецом или, во всяком случае, раньше тщательно скрывал свою истинную суть.

Предатель ведь не имеет ничего общего с порядочным человеком, правда? Или все не так однозначно и даже добрый друг при определенных обстоятельствах может стать предателем?

Первый раз задуматься над этим вопросом меня заставила история, произошедшая давным-давно с одной моей знакомой. Молодая женщина, любящая и преданная мать семилетней девочки, однажды встретила свою «настоящую любовь» — ушла к ней и бросила семью.

Полностью оборвала отношения как с мужем, так и с дочкой. Все разговоры-уговоры были бесполезны: «Когда дочка вырастет, она меня поймет», — говорила знакомая.

Кто она — предатель?

Как писал Шекспир: «Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть». Ситуация, окружение, условия, в которые попадает человек, могут в корне поменять не просто его поведение, но саму личность в целом. И только единицы способны сохранить себя, не поддаться обстоятельствам.

На эту тему проведено немало психологических экспериментов. Сильно интересующимся, но не слабонервным, советую посмотреть документальный фильм «Человеческое поведение — эксперименты» (2006 год): в фильме рассказывается об одних из самых смелых экспериментах, проводимых над людьми.

Я, правда, хоть и слабонервная, но за 3 захода осилила. Наибольшее впечатление на меня произвел Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо (1971 год). Его задачей было изучение поведения обычных людей (студентов), помещенных в нетипичные для них условия (полной свободы и абсолютной несвободы) – «искусственную тюрьму», специально созданную для этих целей в подвале университета.

Студентов отобрали и поделили на группы — заключенных и надсмотрщиков. Все снималось на видео-камеру и анализировалось специалистами, однако, в ход процесса экспериментаторы не влезали.

Насколько известно, изначально у Зимбардо не было предположений о вреде опыта для психики студентов, но результаты оказались ошеломляющими: «надзиратели» превратились в предателей, жесточайших садистов по отношению к «заключенным» (а ведь до эксперимента многие были хорошими друзьями), «заключенные», наоборот, ощущали себя как в реальной тюрьме, начали испытывать серьезные эмоциональные расстройства.

В итоге вместо планируемых двух недель он продлился 6 дней, после чего Зимбардо принял решение о его прекращении.

Смотрите видео об этом эксперименте (качество так себе, к сожалению, — лучшего не нашла) :

 

 

На основе Стэнфордского тюремного эксперимента в 2001 году был снят фильм «Эксперимент».

Для усиления психологического эффекта концовку сделали еще более трагической, чем в реальности: в фильме есть убитые, арестованные, всем нанесены тяжелейшие психотравмы.

Еще один недавно просмотренный мной фильм — «Эксперимент 2: Волна» (2008 год). Опять же, не без драматизации: один из главных героев в конце кончает с собой, не желая смиряться с прекращением эксперимента, не веря в его нереальность.

В основе фильма – эксперимент «Третья Волна», проведенный учителем истории Роном Джонсом одной американской школы. В то время класс как раз изучал Вторую мировую войну.

Если коротко, то идея опыта была такой: дать ученикам возможность осмыслить, как из обычных добропорядочных людей (немецкого народа до войны) за небольшой срок смогли получиться хладнокровные убийцы, предатели, безжалостные звери (фашисты).

С помощью жестких правил, дисциплины Рон Джонс в течение пяти дней склоняет учеников сначала к повиновению (сидеть смирно, беспрекословно выполнять указания), далее – к общности (групповые приветствия, свои знаки), позже – к активным действиям в пользу своей группы (привлечение большего количества народа).

На четвертый день учитель рассказывает ученикам о том, что они якобы являются частью общенациональной программы, заставляет еще больше гордиться своей ролью и группой. На пятый день он собирает учеников и сообщает об окончании эксперимента (к их большому недоумению), а также объясняет, что их поведение за последнюю неделю не сильно отличается от поведения немцев в те годы – они точно также легко поддались манипуляции и отказались от своих собственных взглядов.

Кстати, что с самого начала удивляло и настораживало учителя – ни родители, ни его коллеги не восставали против эксперимента. В связи с этими фактами у меня родились вопросы: а правильно ли вообще охарактеризовывать людей как добрых или злых, жестоких или мягких, плохих или хороших, а тем более — осуждать? Может быть, всему виной обстоятельства?

Вот, например, та моя знакомая, о которой я писала в начале: не встреть она «свою страсть и любовь», так и оставалась бы образцовой матерью и женой. Или где гарантия, что ее добропорядочная сестра (теперь ее осуждающая и порвавшая с ней отношения), попади она в то же положение, поступила бы иначе?

Здесь, конечно, можно пуститься в рассуждения о влиянии воспитания, окружения. Но это ведь все те же «обстоятельства», которые у одних благополучные, а у других наоборот.

Помню, несколько лет назад на одной лекции по психологии, на которую я попала, преподаватель пытался донести до слушателей такую мысль: «никто ни в чем не виноват». Тогда я как-то не особо задумалась над смысл этих слов, а сейчас вспомнила.

Предателем может стать и так называемый «порядочный человек». Также как и наоборот — предатель может совершать порядочные поступки. Все это не однозначно. Есть о чем подумать…

Если понравилась статья, подпишитесь на обновления блога — впереди еще много интересного!

 

Постельное бельё
<ul class="post-categories"> <li><a href="https://blogopsy.ru/category/psixologiya/" rel="category tag">Психология</a></li></ul>
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(12 голосов, в среднем: 4.3 из 5)

Комментарии к записи

  1. Galka 12.09.2015 в 21:34 |

    Действительно на помешательство похоже. Мое мнение, что дети ни при чем. Отказаться от одного, чтобы завести другого… Очень интересно, что у нее в голове твориться =))

    Ответить
  2. stunary 23.09.2015 в 13:29 |

    Ох, Оксан, я люблю такие драки… Я даже подобные фильмы, в т.ч. и тюремные, люблю.Единственно что — не смогла с тем же интересом наблюдать соревнования, в которых участвовал мой муж — он много лет серьезно занимался этим делом: ножевой бой, бои без правил)

    Ответить
  3. stunary 28.09.2015 в 20:49 |

    Да-да, именно об этом и речь. Перевоплощение, пробуждение бессознательного зверя, или влияние масс и обстоятельств…?Остается надеяться на одно — что не представится возможности проверить себя и своих близких в подобных ситуациях (я имею в виду и историю со знакомой и ее любовью, и случаи жестче).

    Ответить
  4. Galka 02.10.2015 в 22:51 |

    Действительно на помешательство похоже. Мое мнение, что дети ни при чем. Отказаться от одного, чтобы завести другого… Очень интересно, что у нее в голове твориться =))

    Ответить
  5. stunary 06.10.2015 в 20:35 |

    Ох, Оксан, я люблю такие драки… Я даже подобные фильмы, в т.ч. и тюремные, люблю.Единственно что — не смогла с тем же интересом наблюдать соревнования, в которых участвовал мой муж — он много лет серьезно занимался этим делом: ножевой бой, бои без правил)

    Ответить
  6. Оксана 14.10.2015 в 04:57 |

    Есть еще один аспект — это жестокость, ставшая нормой. Например, в спорте — в боксе или боях без правил. Вот интересно мне, действительно ли девушки и женщины, сидящие в зрительном зале, наслаждаются происходящим на ринге, тем как два человека избивают друг друга, отбивая внутренние органы и мозги. Это, конечно, мое личное субъективное мнение, но я не вполне понимаю эти узаконенные драки (сейчас мужчины меня закидают помидорами).

    Ответить
  7. Galka 14.11.2015 в 22:30 |

    Действительно, есть о чем подумать. «Не судите, да не судимы будете»… В любом крылатом выражении, если подумать лежит глубокий смысл.
    Ситуация с твоей знакомой выглядит действительно странноватой. Уж слишком кардинально поменялись её взгляды. Полюбила — ушла, любовь вообще мало изученое явление, но полность. прекратить общение с ребенком… Видимо у нее очень веские причины были так поступить.
    А то, что человек существо стадное, это да =) Наверное нет никого, кто думал бы, что он абсолютно такой же как и все. Каждый считает себя уникальным и лучшим, но часто легко становится жертвой манипуляций. 

    Ответить
  8. stunary 05.12.2015 в 10:34 |

    Проще сразу фильм посмотреть — «лучше 1 раз увидеть»)

    Ответить
  9. Galka 20.12.2015 в 11:37 |

    Действительно, есть о чем подумать. «Не судите, да не судимы будете»… В любом крылатом выражении, если подумать лежит глубокий смысл.
    Ситуация с твоей знакомой выглядит действительно странноватой. Уж слишком кардинально поменялись её взгляды. Полюбила — ушла, любовь вообще мало изученое явление, но полность. прекратить общение с ребенком… Видимо у нее очень веские причины были так поступить.
    А то, что человек существо стадное, это да =) Наверное нет никого, кто думал бы, что он абсолютно такой же как и все. Каждый считает себя уникальным и лучшим, но часто легко становится жертвой манипуляций. 

    Ответить
  10. Zheka 04.01.2016 в 06:11 |

    Да, всё неоднозначно:)
    Я тоже размышляю. И пришёл к выводу что мир дан нам без разделения на плохое и хорошее, просто всё есть как есть. А люди уже сами всё разделили на плохое и хорошее, красивое и некрасивое и т.п.

    Ответить
  11. stunary 16.01.2016 в 17:15 |

    Конечно, дети ни при чем! Они вообще ни в чем не виноваты, а почти всегда винят себя, даже если нет никаких объективных причин для этого. И тем более жалко их:(

    Ответить
  12. Ольга Протасенко 06.02.2016 в 22:17 |

    Вот, да. И снова согласна. Очень важны среда, обстоятельства, воспитание. С другой стороны, и на это все валить не стоит — какие-то черты даны от рождения… наверное)

    Ответить
  13. stunary 19.02.2016 в 12:08 |

    Да-да, именно об этом и речь. Перевоплощение, пробуждение бессознательного зверя, или влияние масс и обстоятельств…?Остается надеяться на одно — что не представится возможности проверить себя и своих близких в подобных ситуациях (я имею в виду и историю со знакомой и ее любовью, и случаи жестче).

    Ответить
  14. stunary 25.02.2016 в 15:49 |

    Проще сразу фильм посмотреть — «лучше 1 раз увидеть»)

    Ответить
  15. stunary 27.02.2016 в 08:49 |

    Согласна со всем!)
    По поводу знакомой: честно говоря, поначалу я была уверена, что не обошлось без наркотиков или чего-то подобного. Иначе ведь, правда, не укладывается в голове…
    Но нет, вроде ничего такого. Уже родила от своей «любви» (не могу без кавычек — это не любовь, а какое-то затянувшееся помешательство), живет — радуется жизни. Возможно, в ней кипела скрытая злость, агрессия (могла сама не подозревать об этом) на нещадно гулящего мужа и заодно на ребенка, из-за которого боится расстаться с мужем — это неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет известно. Все мои догадки.
    Большинство людей слишком слабо, чтобы устоять перед искушениями. Многим они вообще не встречаются или же встречаются незначительные.
    Можно сколько угодно бить себя в грудь и утверждать, что «да я бы… да ни за что бы…», но надеяться лучше на то, что проверять не придется.

    Ответить
  16. Ольга Протасенко 01.03.2016 в 20:04 |

    Вот, да. И снова согласна. Очень важны среда, обстоятельства, воспитание. С другой стороны, и на это все валить не стоит — какие-то черты даны от рождения… наверное)

    Ответить
  17. Андрей 05.03.2016 в 05:46 |

    Даже не знаю как сказать, тут вникнуть глубоко можно.

    Ответить
  18. Оксана 24.03.2016 в 11:19 |

    Есть еще один аспект — это жестокость, ставшая нормой. Например, в спорте — в боксе или боях без правил. Вот интересно мне, действительно ли девушки и женщины, сидящие в зрительном зале, наслаждаются происходящим на ринге, тем как два человека избивают друг друга, отбивая внутренние органы и мозги. Это, конечно, мое личное субъективное мнение, но я не вполне понимаю эти узаконенные драки (сейчас мужчины меня закидают помидорами).

    Ответить
  19. Оксана 05.04.2016 в 07:36 |

    ребенка из этой истории жалко. Обычно так поступают мужчины (как говориться «любимые дети — от любимых женщин», а если разлюбил — и дети не нужны). Не все, конечно))) А по-поводу того, что неизвестно, чего можно от себя ожидадать, я абсолютно согласна. Нередко попадала в ситуации, когда вела себя абсолютно не так, как могла бы подумать заранее (иногда — лучше, иногда — хуже). Не побывав в чьей-то шкуре, невозможно понять человека, а значит нельзя и судить.
    Кстати, совсем недавно в компании вспоминали фильм «Эксперимент». Поводом стали неприятные события этого года — смерть задержанного от пыток в ОМ «Дальний» в Казани, якобы пытки оппозиционера Развозжаева, скандал с избиениями в грузинской тюрьме. Дискуссия была бурная, но понять, что делает из людей зверей мы так и не смогли… Они ведь не семью защищали и не свою жизнь (в этом случае жестокость хоть как-то можно оправдать). Они пытали ради удовольствия. Это страшно.

    Ответить
  20. Zheka 04.05.2016 в 22:35 |

    Да, всё неоднозначно:)
    Я тоже размышляю. И пришёл к выводу что мир дан нам без разделения на плохое и хорошее, просто всё есть как есть. А люди уже сами всё разделили на плохое и хорошее, красивое и некрасивое и т.п.

    Ответить
  21. Андрей 05.05.2016 в 16:28 |

    Даже не знаю как сказать, тут вникнуть глубоко можно.

    Ответить
  22. Оксана 18.05.2016 в 01:41 |

    ребенка из этой истории жалко. Обычно так поступают мужчины (как говориться «любимые дети — от любимых женщин», а если разлюбил — и дети не нужны). Не все, конечно))) А по-поводу того, что неизвестно, чего можно от себя ожидадать, я абсолютно согласна. Нередко попадала в ситуации, когда вела себя абсолютно не так, как могла бы подумать заранее (иногда — лучше, иногда — хуже). Не побывав в чьей-то шкуре, невозможно понять человека, а значит нельзя и судить.
    Кстати, совсем недавно в компании вспоминали фильм «Эксперимент». Поводом стали неприятные события этого года — смерть задержанного от пыток в ОМ «Дальний» в Казани, якобы пытки оппозиционера Развозжаева, скандал с избиениями в грузинской тюрьме. Дискуссия была бурная, но понять, что делает из людей зверей мы так и не смогли… Они ведь не семью защищали и не свою жизнь (в этом случае жестокость хоть как-то можно оправдать). Они пытали ради удовольствия. Это страшно.

    Ответить
  23. stunary 28.05.2016 в 10:30 |

    Конечно, дети ни при чем! Они вообще ни в чем не виноваты, а почти всегда винят себя, даже если нет никаких объективных причин для этого. И тем более жалко их:(

    Ответить
  24. Оксана 20.06.2016 в 19:01 |

    ребенка из этой истории жалко. Обычно так поступают мужчины (как говориться «любимые дети — от любимых женщин», а если разлюбил — и дети не нужны). Не все, конечно))) А по-поводу того, что неизвестно, чего можно от себя ожидадать, я абсолютно согласна. Нередко попадала в ситуации, когда вела себя абсолютно не так, как могла бы подумать заранее (иногда — лучше, иногда — хуже). Не побывав в чьей-то шкуре, невозможно понять человека, а значит нельзя и судить.
    Кстати, совсем недавно в компании вспоминали фильм «Эксперимент». Поводом стали неприятные события этого года — смерть задержанного от пыток в ОМ «Дальний» в Казани, якобы пытки оппозиционера Развозжаева, скандал с избиениями в грузинской тюрьме. Дискуссия была бурная, но понять, что делает из людей зверей мы так и не смогли… Они ведь не семью защищали и не свою жизнь (в этом случае жестокость хоть как-то можно оправдать). Они пытали ради удовольствия. Это страшно.

    Ответить
  25. stunary 22.06.2016 в 16:02 |

    Ох, Оксан, я люблю такие драки… Я даже подобные фильмы, в т.ч. и тюремные, люблю.Единственно что — не смогла с тем же интересом наблюдать соревнования, в которых участвовал мой муж — он много лет серьезно занимался этим делом: ножевой бой, бои без правил)

    Ответить
  26. Zheka 27.06.2016 в 07:02 |

    Да, всё неоднозначно:)
    Я тоже размышляю. И пришёл к выводу что мир дан нам без разделения на плохое и хорошее, просто всё есть как есть. А люди уже сами всё разделили на плохое и хорошее, красивое и некрасивое и т.п.

    Ответить
  27. stunary 28.06.2016 в 12:00 |

    Согласна со всем!)
    По поводу знакомой: честно говоря, поначалу я была уверена, что не обошлось без наркотиков или чего-то подобного. Иначе ведь, правда, не укладывается в голове…
    Но нет, вроде ничего такого. Уже родила от своей «любви» (не могу без кавычек — это не любовь, а какое-то затянувшееся помешательство), живет — радуется жизни. Возможно, в ней кипела скрытая злость, агрессия (могла сама не подозревать об этом) на нещадно гулящего мужа и заодно на ребенка, из-за которого боится расстаться с мужем — это неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет известно. Все мои догадки.
    Большинство людей слишком слабо, чтобы устоять перед искушениями. Многим они вообще не встречаются или же встречаются незначительные.
    Можно сколько угодно бить себя в грудь и утверждать, что «да я бы… да ни за что бы…», но надеяться лучше на то, что проверять не придется.

    Ответить
  28. Galka 08.07.2016 в 02:19 |

    Действительно, есть о чем подумать. «Не судите, да не судимы будете»… В любом крылатом выражении, если подумать лежит глубокий смысл.
    Ситуация с твоей знакомой выглядит действительно странноватой. Уж слишком кардинально поменялись её взгляды. Полюбила — ушла, любовь вообще мало изученое явление, но полность. прекратить общение с ребенком… Видимо у нее очень веские причины были так поступить.
    А то, что человек существо стадное, это да =) Наверное нет никого, кто думал бы, что он абсолютно такой же как и все. Каждый считает себя уникальным и лучшим, но часто легко становится жертвой манипуляций. 

    Ответить
  29. stunary 21.07.2016 в 12:31 |

    Согласна со всем!)
    По поводу знакомой: честно говоря, поначалу я была уверена, что не обошлось без наркотиков или чего-то подобного. Иначе ведь, правда, не укладывается в голове…
    Но нет, вроде ничего такого. Уже родила от своей «любви» (не могу без кавычек — это не любовь, а какое-то затянувшееся помешательство), живет — радуется жизни. Возможно, в ней кипела скрытая злость, агрессия (могла сама не подозревать об этом) на нещадно гулящего мужа и заодно на ребенка, из-за которого боится расстаться с мужем — это неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет известно. Все мои догадки.
    Большинство людей слишком слабо, чтобы устоять перед искушениями. Многим они вообще не встречаются или же встречаются незначительные.
    Можно сколько угодно бить себя в грудь и утверждать, что «да я бы… да ни за что бы…», но надеяться лучше на то, что проверять не придется.

    Ответить
  30. Оксана 12.08.2016 в 21:18 |

    Есть еще один аспект — это жестокость, ставшая нормой. Например, в спорте — в боксе или боях без правил. Вот интересно мне, действительно ли девушки и женщины, сидящие в зрительном зале, наслаждаются происходящим на ринге, тем как два человека избивают друг друга, отбивая внутренние органы и мозги. Это, конечно, мое личное субъективное мнение, но я не вполне понимаю эти узаконенные драки (сейчас мужчины меня закидают помидорами).

    Ответить
  31. Андрей 28.08.2016 в 19:00 |

    Даже не знаю как сказать, тут вникнуть глубоко можно.

    Ответить
  32. stunary 01.09.2016 в 17:21 |

    Проще сразу фильм посмотреть — «лучше 1 раз увидеть»)

    Ответить
  33. Ольга Протасенко 07.09.2016 в 16:43 |

    Вот, да. И снова согласна. Очень важны среда, обстоятельства, воспитание. С другой стороны, и на это все валить не стоит — какие-то черты даны от рождения… наверное)

    Ответить
  34. stunary 13.09.2016 в 23:10 |

    Конечно, дети ни при чем! Они вообще ни в чем не виноваты, а почти всегда винят себя, даже если нет никаких объективных причин для этого. И тем более жалко их:(

    Ответить
  35. Galka 21.10.2016 в 09:55 |

    Действительно на помешательство похоже. Мое мнение, что дети ни при чем. Отказаться от одного, чтобы завести другого… Очень интересно, что у нее в голове твориться =))

    Ответить
  36. stunary 24.10.2016 в 05:27 |

    Да-да, именно об этом и речь. Перевоплощение, пробуждение бессознательного зверя, или влияние масс и обстоятельств…?Остается надеяться на одно — что не представится возможности проверить себя и своих близких в подобных ситуациях (я имею в виду и историю со знакомой и ее любовью, и случаи жестче).

    Ответить

Оставить комментарий