Талант и способности — враги успеха?

Привет-привет! Я ненадолго вынырнула из аврала, чтобы поделиться с вами недавним открытием.

Началось все год назад с моего желания снова взяться за перо. Скажу по секрету, во мне уже очень давно зреет мысль попробовать себя в роли писателя: создать собственный роман, опубликоваться, прославиться и зарабатывать кучу денег. В общем, все серьезно.

Проблема была только одна — неуверенность в наличии таланта. Да, в средней школе я неплохо писала рассказы и стихи. Меня хвалили и как-то даже отправили на литературный конкурс. Однако я отказалась от участия — боялась подвергнуть сомнению свои способности, боялась по итогам него оказаться не в первых рядам. Мне это казалось равносильным признанию себя «никем».

Основания были: на написание малейшей работы у меня уходило много времени и усилий. А потому я считала, что таланта-то, на самом деле, никакого нет. Окружающим я говорила, что пишу легко и быстро, а на самом деле могла провести целый день над одним четверостишием. Конкурс мог раскрыть мою «истинную суть» (то есть то, что я, на самом деле, никакой не талант), поэтому решила не рисковать. А позже и вовсе бросила свое любимое занятие и переключилась на другое — то, что давалось легче.

Вообще говоря, такие решения очень типичны для меня в прошлом. На странице о себе я упоминала занятия музыкой  - их я также бросила. Да, меня хвалили, ну и что? Подруги, с которыми мы организовывали ансамбль и выступали, пели гораздо лучше. Я не тянула ни по диапазону, ни по артистичности. А работать больше мне не хотелось — ведь могло оказаться, что, даже прикладывая все свои усилия, я все равно не смогу стать лучшей.

Еще пример — пожалуй, самый болезненный для меня. В детстве и юности у меня явно проглядывали способности к математике. Я легко и быстро решала самые сложные задачи, никогда особо не напрягалась с домашними заданиями. Учительница возносила меня до небес (впрочем, в английской спец. школе легко было выезжать на одних способностях). А потом я даже сама поступила на соответствующий факультет МГУ. Самомнение вознеслось до небес.

Но что же случилось позже? Оказавшись среди одних из самых одаренных студентов, да еще и сплошь выпускников гимназий, я перестала «звездить». Программа первого курса была для меня совсем новой, тогда как подавляющее большинство сокурсников прошли ее еще в 10-11 классах.

В самом начале, чтобы не ударить носом в грязь, я училась с большим усердием. «Большим» — с моей точки зрения, так как я не привыкла подолгу сидеть над учебниками. Я не пропускала почти никакие семинары и лекции, через раз выполняла домашние задания. Хотела снова чувствовать себя лучшей  и думала, что «врожденные способности» помогут мне в этом. Но не тут-то было.

В результате всех своих усилий я оказалась на 16-ом месте в списке успеваемости курса (кстати, в последующем таких списков почему-то не делалось). У меня не было ни одного трояка, но и об отличном окончании речи не шло. Для меня стало очевидным одно: таланта не было, и я никогда не догоню сокурсников-самородков. А так как привычки к упорному труду не сформировалось, я сдалась: «Зачем учить больше, если все равно не буду первой?».

На тройку-четверку я могла сдать и не напрягаясь, а это уже  гарантировало от вылета. Тратить же больше времени лишь для того, чтобы быть чуть выше середины, я не видела смысла. И, мало того, считала это большим унижением и ударом по авторитету. Ведь, не прикладывая никаких усилий и при этом неплохо учась, я могла сойти за одаренного раздолбая. А в случае заядлого сидения над учебниками ни о какой одаренности (читай: «особенности») речи идти не могло. В лучшем случае, меня бы считали « бесталанным зубрилой».

Короче говоря, я быстренько отошла от компании ботанов и ушла в алкогольно-развлекательную, то есть в полный «загул». Чем все это закончилось, расскажу позже — об этом уже написана отдельная статья (она выйдет примерно через неделю в Академии Экспертов И.Пинтосевича — ссылку дам, а повторяться не хочу).

Знакомы вам такие ситуации? Когда из страха подвергнуть сомнению свои способности и получить удар по авторитету, вы отказывались от новых возможностей?

Мне повезло  на собственной шкуре понять всю нелепость такой установки. Мало того, удалось практически полностью изменить свое отношение к испытаниям, проверкам, ошибкам, усилиям и способностям как таковым. Однако на это ушло очень много времени и сил. Я жалею, что в то время не нашлось человека, который смог бы объяснить мне ошибочность и опасность подобных суждений. И потому, когда мне в руки попалась книга, целиком посвященная этой теме, я вцепилась в нее мертвой хваткой.

Называется она «Гибкое сознание», автор - Кэрол Дуэк. В ней рассказывается о двух типах людей с противоположными установками: на данность и на развитие. Первые верят в неизменность врожденных способностей, в то, что наличие таланта — это уже гарантия будущего успеха. Любая ошибка для них — крах, показатель собственной никчемности. Такие люди заботятся о том, как будут оценены другими, вместо того, чтобы думать о самосовершенствовании.

Вторые, напротив, считают уровень интеллекта и способностей лишь точкой отсчета. Они верят в возможность их развития и совершенствования, а приложенные усилия ставят превыше всего. В отличие от представителей первого типа, воспринимают неудачи не как унижение или показатель собственной глупости, а как указатель на необходимость изменений. Они, в первую очередь думают, о самосовершенствовании, а не оценке окружающих.

Как думаете, к какому типу относитесь вы?

Если затрудняетесь ответить, вам помогут следующие вопросы (взяты из книги К.Дуэк).

 

Интеллектуальная установка

(Проявляется тогда, когда ситуация касается умственных способностей)

Прочтите каждое утверждение и решите, согласны вы с ним или не согласны. Если вас больше волнуют какие-то иные способности, замените «интеллект» другими качествами: «артистическим дарованием», «спортивным талантом» или «деловой хваткой».

[box type="shadow" ]

  1. Ваши умственные способности — это ваше основополагающее качество, и вам не дано что-либо существенно изменить.
  2. Вы можете осваивать новые знания, но вы не способны изменить свой уровень интеллекта.
  3. Не важно, какой у вас уровень интеллекта, вы всегда можете его значительно повысить.
  4. Вы всегда можете стать намного умнее.

Если вы ответили утвердительно вопросы 1 и 2, значит, ваша позиция ближе к интеллектуальной установке на данность. Положительные ответы на вопросы 3 и 4, соответственно, означают установку на рост.[/box]

 

Личностная установка

(Выходит на передний план в случаях, требующих проявления качеств характера. Например надежности, отзывчивости, заботливости или умения ладить с людьми)

Прочтите каждое утверждение и решите, согласны вы с ним или не согласны.

[box type="shadow" ]

  1. Вы человек определенного типа, и вы немного можете  сделать, чтобы изменить это.
  2. Неважно, к какому типу вы относитесь, — вы всегда  можете существенно измениться.
  3. Вы можете многое делать по-другому, но ваши способности изменению не подлежат.
  4. Вы всегда можете изменить те или иные основополагающие качества, которые делают вас таким, какой  вы есть.

Если вы ответили утвердительно вопросы 1 и 3, значит, ваша позиция ближе к личностной установке на данность. Положительные ответы на вопросы 2 и 4, соответственно, означают установку на рост.[/box]

 

Вторая часть статьи: «Эффект Майкла Джордана»

 

Ольга Blogopsy

 

 

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет оценок)
Загрузка...