Авторская дрессировка по достижению целей от врача-психиатра Сергея Зиновьева
Привет, друзья!
Сегодня у нас очень интересная тема — интервью с необыкновенным, на редкость разносторонним, человеком, врачом-психиатром Сергеем Зиновьевым.
С Сергеем мы знакомы довольно давно, уже около полугода. Являемся читателями друг друга, ведем личную переписку, в основном на тему психологии. А недавно мне пришла в голову идея — почему бы не взять интервью у Сергея и тем самым не познакомить его с вами, дорогие читатели?
Без лишних слов, перехожу прямо к нему.
Итак,
ИНТЕРВЬЮ С ВРАЧОМ-ПСИХИАТРОМ И КОУЧ-ТРЕНЕРОМ СЕРГЕЕМ ЗИНОВЬЕВЫМ
Сергей, здравствуйте! Прежде всего, давайте познакомим читателей блога с Вами.
Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своей работе. Почему выбрали именно свою нынешнюю специальность, какие вопросы наиболее интересны в профессиональном плане, над чем работаете сейчас?
Уже 21-й год я работаю врачом-психиатром, заведую отделением, которое обслуживает 360 тысяч взрослых (при норме 1 психиатр на 25 тысяч нас всего 10, так что на работе не скучаем). Основной рабочий инструмент, как у любого врача, — ручка и компьютер - много писанины.
Параллельно я доцент кафедры (лекции, разборы трудных случаев, наставничество над молодыми врачами). Как приглашенный специалист веду тренинги (например, по гипнозу), коучинг (для здоровых).
Уже 2 года как создал и поддерживаю психологический портал «Мир души» с практическими советами, новостями психологии, анонсами тренингов и психологических инфопродуктов, библиотекой для бесплатного скачивания и рассылкой. Это помогает тем, у кого мало времени, или тем кто очень застенчив, или тем или живет вдали от квалифицированной помощи.
В этом году собираюсь защитить, наконец-таки, докторскую. Ее тема — злоупотребление дурманящими веществами психически больными.
Профессию выбрал почти случайно — терапия казалась скучной, на хирургию у меня руки были не такими ловкими.
В психиатрию пришел с профильной кафедры авиационной медицины. Там мы изучали утомление и переутомление у летчиков, и мне захотелось разобраться в теме поглубже... Конечно же, очень многое зависит от личности твоего персонального учителя. Вот с этим мне повезло: с шефом мы вместе с 1986 года, и я ему во многом очень благодарен как человеку и профессионалу.
История впечатляет! Нечасто встретишь столь разностороннего человека. Если можно, углубимся в тему коучинга. Помню, в одном из комментариев Вы упомянули, что предпочитаете другие (чем мои) способы мотивации и достижения. Расскажете?
Все очень просто — я отталкиваюсь от принятой поговорки «не так страшен псих больной, как его родной» и посему шел к пониманию с непонимающими через манипуляцию — недирективный гипноз. Рационально работать с ними почти невозможно.
Потом вспомнил свой опыт прохождения тренингов по психической саморегуляции, йоге, системе Симорон и немножко Кастанеды — родилась авторская методика коучинга. Но это имеет мало общего с релаксацией и постижением «острых ощущений», — скорее, больше похоже на тренировку в спорте или прямую дрессуру — не каждый выдержит, но результат — пальчики оближешь!
Сергей, а можете поподробнее рассказать о своей авторской методике? В чем суть?
Я просто выделяю основные жизненные сферы человека (обычно их 6-8), затем мы их ранжируем, скажем, по 10-балльной шкале. Определяем слабые, плохо развитые или откровенно неуспешные. А потом начинаем по отдельности работать, начиная с той, где неуспеха меньше — и так по нарастающей.
Технических приемов очень много, но в основном это — работа с построением планов, структурированием времени, отсевом ненужного. Плюс поведенческие задания, дневник и анализ, например, сновидений или развитие спонтанности. Примерно так.
А почему Вы называете такой метод дрессурой, почему мало кто выдерживает?
С больными ты всегда имеешь право на понятие ошибки (так и называется — «врачебная ошибка») и риска (пример — хирургический риск).
Здесь же работа этого почти не допускает и требует от клиента очень точного, почти армейского выполнения инструкций. Бывает, что я прошу у клиента три фото «до» и «после», потом сравниваем и анализируем — тоже получаем богатый материал. До конца кое-кто доходил, но об этом договариваемся заранее.
Интересно, а на чем «валятся» те, кто не дошел?
А не доходили в основном те, кто мигрировал по всем специалистам - вплоть до колдунов. Или те, кто слишком много трепался обо всем близким и родным.
Понятно. Вы упомянули гипноз – имели в виду эриксоновский? Как часто применяете?
Эриксонианский гипноз я как самоцель здесь не применяю — он из меня льется «на автомате», даже во время письменнных ответов на жалобы.
А что делаете, если наталкиваетесь на психологическую проблему, мешающую двигаться вперед? К примеру, детскую травму. Лечите сами или направляете к психотерапевту?
Если вижу серьезную проблему — я даю право выбора. Но обычно прошу решить ее другого профи, которому я доверяю.
Сергей, и последний вопрос: с какими проблемами обычно приходят к Вам на коучинг?
Пожалуй, проблема «отцы и дети» и «кризис после сорока».
Спасибо, Сергей! Уверена, что читателям интервью будет очень интересным и полезным — не менее, чем мне самой. Если Вы не против, хотелось бы напоследок услышать пару слов-пожеланий нашим читателям.
Мне осталось только пожелать всем читателям психологической устойчивости и грамотности, в наше время это — дорога к счастью и процветанию для Вас и Ваших близких.
[divider]
Вот такое вот интервью. Еще раз спасибо Сергею за уделенное время и внимание. Вопросы Сергею можете задавать в комментариях. А я прощаюсь с вами. До встречи в комментариях и новой статье!:-)
Спасибо Ольга, что познакомила с Сергеем. Будем знать, что есть такой психиатр и коуч. Жалко что психиатр, а не психотерапевт, а то можно было бы иногда на прием стучаться ))
Наталья, как психотерапевт, насколько я понимаю, Сергей так же работает. Хотя не уверена.
Психотерапевт — это психиатр, прошедший дополнительную подготовку (как и сексолог, и нарколог). Точно так же, например, все нейрохирурги вначале проходят общую хирургию и аппендикс, если надо, с грыжей отхватят за милую душу!
Непростая это всё-таки профессия. Нужно огромное терпение, выдержка и, конечно же, опыт.
Да, это точно, Сергей. Я, например, на полном серьезе думала переходить в клинику (очень интересовалась одно время), пока не начала погружаешься туда по работе.
Эта профессия не просто непростая — она именуется опасной (мы все специально застрахованы), и 1 — 2 раза в год экстремумы бывают, плюс с некоторых пор мы еще и «коррупционнно уязвимы» (официальный термин), и тоже обязательств много накладывает. И , конечно, профдеформациии и выгорание...
Прикольно.
Особенно понравилось понятие — дрессура.
С людьми нужно быть жесткими и требовательными, пинать их, выводить на эмоции.
Это эффективнее всего, это лучше чем цацкаться с ними
Слушай, ну когда как... Но в плане коучинга, думаю, да, так и есть. Иначе так и будут ходить вокруг да около)
Уже сталкивался — когда весь вспотеешь, а тебя «на голубом глазу» спрашивают: «А когда Вы начнете со мной работать?». Смешно, но факт...