Психологические Интернет-консультации: взгляд изнутри. Интервью с ведущим «Кабинета Психолога»

Друзья, сегодня у нас будет не обычная статья, а интервью.

Вы знаете, что с недавнего времени на блоге открыт «Кабинет Психолога», куда каждый читатель может обратиться за консультацией. На вопросы отвечает Ирина — практикующий психолог. Я полностью доверяю ей как специалисту (иначе бы не позвала) и очень рада, что раздел начал пользоваться популярностью.

Основная тема нашего разговора: «Психологические Интернет-консультации». Без лишних вступлений, переходим интервью:

 

ИНТЕРВЬЮ С ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ «КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА»

Интервью с Ириной Фроловой

Ирина, мы сотрудничаем уже около месяца и, по-моему, удачно. «Кабинет психолога» получил  отклик у моих читателей. Думаю, их, как и меня, особенно интересует вот какой вопрос: существуют ли принципиальные отличия психологических интернет-консультаций (по письмам или онлайн-перепиской) от очных встреч.

Главное в любом консультировании – «не навреди»! Но отличия, конечно, есть. В интернет-консультировании (особенно по переписке) редко бывает обратная связь, люди обращаются с  локальными, часто бытовыми, проблемами, просят дать совет. Двустороннего глубинного вхождения в проблему просто не может быть.

В личной же консультации происходит более глубокое взаимодействие, создается атмосфера доверия между психологом и клиентом, клиент более открыт. Не только вербалика (слова), но и невербальные реакции служат подсказкой о состоянии клиента, его взаимодействия с проблемой — все, что с ним происходит, фиксируется здесь и сейчас.

Во время очной консультации психолог может проверить свои интерпретации, задать уточняющие вопросы. В общем,  такая форма более эффективна, если это понятие вообще допустимо для психологии.  Под эффективностью я пониманию осознание клиентом своей проблемы. Ведь та проблема, с которой пришел клиент (или написал корреспондент) может быть вершиной айсберга, так сказать, видимой частью, или последствием более глубоких, нерешенных проблем. На личной терапии мы и стараемся это выявить и прояснить.

Интересно, а насчет упомянутых «советов»: имеет ли право психолог что-то советовать клиенту?

На самом деле, выбор всегда за клиентом. Я стараюсь информировать о психологических законах, процессах, происходящих в людях и тому подобном. А совет — это всегда ответственность и  клиент ее или берет на себя, или нет. Также то, как распорядится клиент этой информацией — только его  дело, зона его ответственности.

В психологических интернет-консультациях меня также просят высказать свое мнение о ситуации. Если я это делаю, то всегда оговариваю, что это только моя интерпретация, и клиент может согласиться с ней или нет. Я всегда стараюсь осмыслять ситуацию с позиций клиента, ведь у меня нет другой информации, а для человека важно именно то, что он чувствует или ему кажется, что чувствует. На очной консультации это решается в ее процессе.

Читая открытую переписку с читателями блога, у меня складывается впечатление, что Вы всегда находитесь на стороне клиентов. Так ли это?

Да. Я с уважением и большой симпатией к ним отношусь, ни одно письмо не вызвало у меня отторжения.

А когда слова или поступки клиента вызывают сильный негатив, как поступаете?

Подобные реакции означают, что дело во мне, и тогда я не имею морального права работать с данным человеком. Тогда я могу переадресовать его к другому психологу. Это является нормальной практикой. Психологи — живые люди. Отличие в том, что психолог обязательно должен прорабатывать свои проблемы со своим психологом. Иначе конструктивной работы не получится.

Я замечаю в Ваших ответах сильный упор на чувства. Это так важно?

Очень важно. Многие беды случаются именно от того, что человек не прислушивается к себе, не знает о своих настоящих желаниях, а считая какие-то чувства «постыдными», старается их вытеснить. Отсюда неврозы и негативная психосоматика (влияние психологических факторов на физиологические процессы). Я повторяю клиентам так называемый психологический закон: «Не бывает неправильных чувств, бывают неправильные интерпретации». Не я его придумала, но убеждаюсь в его правильности постоянно.

И еще: мы можем ошибаться в том, что чувствует другой человек — мы и про свои-то чувства не все знаем. Поэтому нужно обязательно спрашивать другого человека о его чувствах. Это и есть искренность во взаимоотношениях.

Я заметила, что психологи любят вывешивать цитаты у себя на сайтах – видимо, как девизы. У Вас есть какой-нибудь девиз?

Так сразу и не скажешь… Но у себя, где я принимаю клиентов, мне всегда хотелось написать на стене: «Здесь Вы можете быть самими собой…».

Не написали?

Нет. Мне кажется, если клиент это почувствует сам, то я работаю не зря. А так, получается, я подталкиваю к чему-то.

В конце сессии психологи часто спрашивают: «Вы еще что-то хотите сказать, что не успели?». С этим же я к Вам обращаюсь.

Хочу сказать, что люблю свою профессии. Придя в психологию, я стала лучше понимать и больше любить людей.

Я рада нашему сотрудничеству. Надеюсь на его дальнейшее развитие. Спасибо Вам!

Я тоже Вам благодарна, работа в «Кабинете Психолога» дает мне дополнительный психологический и человеческий опыт. Спасибо!

[divider]

Вот и все. Постарались быть краткими, чтобы одновременно и дать общее представление о психологических интернет-консультациях, и вас не утомлять:-) Надеюсь, вам понравилось. Заходите к нам в «Кабинет психолога» — будем рады!

 

Ольга Blogopsy

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Нет оценок)
Loading...