Корни наших фобий и страхов. Жестокий эксперимент над ребенком

Статья написана накануне вечером, поэтому пусть вас не смущают указанные даты и время.

Привет, друзья Blogopsy!

Сейчас на моих часах 23.00, и я ужасно хочу спать. Но спать пойти никак не могу. Угадайте, почему? А пока отгадываете, начну потихоньку свой рассказ.

Вступление: детские страхи

На днях наблюдала любопытную картину: компания детей, в том числе и моя дочка, поймала огромную гусеницу и маленького кузнечика, и пыталась загнать их в свой песочный замок. Кто-то подгонял травинкой, кто-то — совком, кто-то периодически не выдерживал и хватал голыми руками. И только две девочки наблюдали за процессом со стороны — оказалось, испугались гусеницу. Одна даже заплакала, когда моя дочка поднесла к ней ее на ладошке.

Как думаете, насколько естественным был их страх? Чего конкретно и почему они боялись? Сомневаюсь, что гусеницы хоть когда-то их кусали или пугали. Скорее всего, они были напуганы своими же родителями во время попыток изучить мир живой природы — зная их, могу дать 100% гарантию, что так оно и было. Очень и очень типичная ситуация.

Примерно так в детстве пугали и меня. Причем не то чтобы специально запугивали, но чересчур эмоционально реагировали на некоторые явления. В итоге теперь я панически боюсь: жуков, собак, полевых мышей и прочей живности. Все это иррациональные страхи, или фобии, объективных причин для них у меня нет.

Но если с боязнью живности мне все более-менее ясно, то насчет некоторых других страхов, о которых я напишу в конце, до недавнего времени была полная неопределенность. Пока я случайно не наткнулась на один очень интересный, хоть и старинный (1920 год), эксперимент.

 

Формирование страхов: эксперимент над ребенком «Крошка Альберт»

Его целью было изучить формирование страхов (фобий) у людей, понять их природы. Эксперимент назывался «Крошка Альберт», исследователем был сам Джон Уотсон — основатель бихевиоризма (с точки зрения бихевиоризма цель психологии — предсказание и контроль поведения человека).

Задачей эксперимента было привить младенцу страх, которого раньше у него не было. Испытуемым стал девятимесячный мальчик Альберт. А предметом будущего страха — ручная белая крыса.

В течение первых двух месяцев эксперимента мальчику попеременно показывали белые предметы (бороду на маске Санта-Клауса, вату и т.д.) и белых живых существ (белого кролика, белую крысу). Затем Альберта высадили на пол дали поиграть с той самой белой крысой, чем он с удовольствием и занялся. Никакого страха не было и в помине.

Чуть позже Уотсон, стоя за спиной у мальчика, стал ударять железным молотком по металлической пластине каждый раз, когда тот прикасался к крысе. Через какое-то время ребенок стал намеренно избегать любых контактов со зверьком.

А еще через неделю проделали следующее: помещали крысу в колыбель крошки Альберта и в это время ударяли по металлической пластине 5 раз. В итоге ребенок плакал уже при одном виде белой крысы! Но что еще интереснее — через пять дней экспериментаторы решили проверить, будет ли малыш бояться похожих на крысу предметов, ранее показанных ему — кролика, ваты, маски с бородой и т.д. Оказалось, что будет — Альберт плакал и при их виде. Причем никаких металлических звуков при этом не издавалось.

Позже Уотсон пытался избавить мальчика от приобретенного страха, но безуспешно. Он закрепился у крошки Альберта на всю жизнь.

Вывод был сделан следующий: многие страхи, фобии, тревожные состояния и антипатии взрослых людей формируются в раннем детстве. Эксперимент над ребенком имеет огромное значение большое значение и очень показателен, ведь люди очень часто чего-то бояться, не понимаю причин своих страхов. Кроме того, докопаться до них бывает крайне сложно — казалось бы, какая связь между бородатой маской и белой крысой? А для сознания связь есть.

 

Мои выводы и отгадка

Для себя я вывод сделала такой: стараться не повторять ошибок родителей и ненароком не привить страхов своей дочке. Ну и, конечно, стараться окончательно искоренить свои собственные приобретенные. Например, страха темноты, темного времени суток.

Помните мой вопрос в начале поста? Раньше доходило до абсурда: если поздно вечером дома, кроме меня, никого не было, я даже не могла спокойно заснуть. Самое интересное, что уже тогда мне удалось избавить от подобной фобии свою коллегу, а себя — все никак. Но теперь все гораздо лучше. Можно сказать, что фобия рассосалась сама по себе, когда я начала ее детальнее анализировать.

Кстати, говорят, что во время таких страхов нужно представлять сексуальные сцены, но мои эксперименты этого не подтвердили. Поэтому, чтобы не чувствовать себя «дурой с мытой шеей» из анекдота, я спасалась самоанализом и прочей мозговой активностью.

А вы? Чем спасаетесь вы? Наверняка ведь, есть пара-тройка иррациональных страхов?:-)

 

Постельное бельё
<ul class="post-categories"> <li><a href="https://blogopsy.ru/category/psixologiya/" rel="category tag">Психология</a></li></ul>
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(23 голоса, в среднем: 4 из 5)

Комментарии к записи

  1. Юлия 01.09.2015 в 07:28 |

    Вчера, честно сказать видео не смотрела, а сегодня начала, и не смогла…Как же такое допускается-то ? Даже если давно это было-разве можно было тогда над ребенком издеваться? Бедные прошенные дети…

    Ответить
  2. Ольга 09.09.2015 в 13:06 |

    Похоже, мои родители слишком громко стучали об пол тапком, когда ловили тараканов 🙂 Потому что это единственная тварь, которую я панически боюсь. Хотя, сколько себя помню, никогда у нас в доме их не было.

    Ответить
  3. Ольга Протасенко 14.09.2015 в 01:38 |

    Да вряд ли уж так издевались. А вообще, это сравнительно мягкий эксперимент — что только ни выделывали с детьми…

    Ответить
  4. Сергей 29.09.2015 в 05:08 |

    Не хотел бы я, чтобы надо мной проводили такие эксперименты)) Хотя, кто знает, что там случалось у меня в младенческом возрасте — я же не помню…

    Ответить
  5. Надежда 01.10.2015 в 09:33 |

    Ну, с людьми незнакомыми — вправду возраст такой есть, это нормально 🙂

    Ответить
  6. Ольга Протасенко 26.10.2015 в 08:00 |

    Через ремень тоже бесполезно, и даже вредно. Я, конечно же, тоже запрещаю, когда есть реальная опасность. Но в случае детских площадок и, в частности, пруда, тут причина матерных 🙂 запретов в одном: им не охота отрывать задницу от скамейки и закрывать рот, болтая с соседками, чтобы идти-контролировать малыша. Потому и запрещают все. Наблюдаю повсеместно.Правда, есть и другая крайность — когда все-все разрешают, но тоже не контролируют. Уж лучше тогда первое))

    Ответить
  7. Ольга Протасенко 29.10.2015 в 22:38 |

    Может. Нашла статью о двух мальчиках — Альберте и Питере)

    Ответить
  8. Ольга Протасенко 09.11.2015 в 12:41 |

    Слушай, ну тогда лучше вообще все запрещать — в песочницах тоже всякое бывает, а уж по лестницах и горкам лазить — вообще опасно. И на лыжах кататься, и на сноубордах.Да и запугиваниями и полными запретами добьешься одного — или разовьешь фобию, или лютое желание пойти наперекор, когда никто не видит.

    Ответить
  9. Web-Кошка 20.11.2015 в 02:26 |

    Абсолютно аналогичная история))) Я своего двухлетнего тоже несколько раз отругала за разлитую воду. Он разливать не перестал — это же весело))) Зато теперь тихонько прокрадывается за тряпкой и сопит-вытирает, пока я не заметила)))

    Ответить
  10. Ольга Протасенко 20.11.2015 в 12:37 |

    Спасибо, Вячеслав! 🙂
    Насчет троллинга хороший совет — и правда, там здорово. Кстати, я несколько раз уже про него писала, но далеко не все читатели-блоггеры подали заявки и приняли участие. ЧуднО)

    Ответить
  11. Ольга Протасенко 22.11.2015 в 10:52 |

    Спасибо, уже нашла в Интернете!:-)Насчет полиции: и что, помогает запугивать? Но что негатив по отношению к ним формируется — скорее всего. Одна моя знакомая еще хлеще придумала — чуть что, грозилась отдать дочку в детский сад. В итоге когда все-таки пришлось отдать, столкнулись с им очерняли истериками.

    Ответить
  12. Юлия Qween 26.11.2015 в 23:42 |

    Блин, не могу вспомнить где я это читала. Не у Джеффа Ролса случайно?

    Ответить
  13. Сергей 28.11.2015 в 22:15 |

    бедный ребенок…
    а вообще идея конечно очень здравая — один раз испугавшись в детстве белой мыши можно потом всю жизнь боятся все что на нее хоть как-то похоже, и даже не понимать почему.

    Ответить
  14. Ольга Протасенко 01.12.2015 в 11:36 |

    Ого, от таких история я бы и сейчас не заснула… А насчет шкафов-кроватей: скажу честно, если я одна, тоже иногда проверяю:—)

    Ответить
  15. Яна 04.12.2015 в 18:14 |

    Я как то никогда особо ничего не боялась. Даже внимания не обращала. А вот когда кто-то говорит про свой страх, тогда невольно начинаешь обращать на это внимание.

    Ответить
  16. Ольга Протасенко 12.12.2015 в 12:46 |

    Юль, и это еще цветочки. Сколько жестоких экспериментов было проведено над детьми — ни счесть…:(

    Ответить
  17. Ольга Протасенко 24.12.2015 в 05:20 |

    Привет, Анна! Рада видеть!Интересно, что пауков упомянули многие. Надо же! А насчет напряжения-расслабления — у меня также:-)

    Ответить
  18. Ольга Протасенко 28.12.2015 в 04:36 |

    Дочка способствует))

    Ответить
  19. Ольга Протасенко 02.02.2016 в 23:56 |

    А я в детстве плакала, когда случайно утопила лягушку — хотела ей бассейн сделать, а она замерла и долго не шевелилась. В итоге я ее «похоронила» — положила в коробочку и закопала.
    И только этим летом я узнала, что лягушки, оказывается, умеют вот так притворяться или замирать от страха. Наблюдали это с дочкой.
    И получается, что тогда я лягушку не утопила, а заживо закопала. Капец:(

    Ответить
  20. Александр Майер 12.02.2016 в 21:58 |

    Вот и у меня также, насекомые — это пожалуй единственный иррациональный страх. Вернее даже не страх, а какое-то отвращение =) Ну вот не приятно мне. Хотя это у многих так. Червей, змей и т.п. — нисколько не боюсь и не стремаюсь, а насекомых… бррр…
    Оль, я вот тоже думал, что может насильно себя заставить брать в руки насекомых и т.п., может пройдет. Но так и не попробовал =) Я понимаю, что если себя чуточку пересилю и возьму жука там какого-нибудь, то ничего не произойдет. Но зачем это? Пусть будет этот «страх». Он, собственно, и не мешает как-то.
    А больше страхов нет никаких. Разве что объективных.
    Насчет эксперимента. Ну да, не этичный и т.д. Но на этом и становилась вся медицина, да и околомедицинские науки. На экспериментах. От этого никуда не деться. Вот все мы хаем фашистов, а ведь в те времена они много открытий сделали в концлагерях на пленных. Конечно, я не оправдываю их. Но и советский союз тоже «не отставал», аж до 80-х годов не менее жестокие эксперименты проводил. В особенности в закрытых лечебницах. Чего только ЭСТ стоит, и прочие «психиатрические» методы. Так что, не красота требует жертв, а наука =) [хотя и красота, конечно, тоже :)]

    Ответить
  21. Ольга Протасенко 13.02.2016 в 18:18 |

    Юль, спасибо большое — даже не представляете, как приятно!
    Я, похоже, во временном творческом кризисе — переоцениваю все свое движение… Но о блоге и о читателях не забываю — просто нужно время на подумать.
    Скоро опять выйду на поле, честно!:-)

    Ответить
  22. Ольга Протасенко 29.02.2016 в 11:23 |

    Не, в нашем случае — не объективная абсолютно. Дети спускаются туда с мамами за руку или под близким присмотром, да и даже если туда упасть — там мелко очень в начале. Ну и, ты прав, если уж запрещать, то адекватно объясняя, а не чтобы отвязаться)

    Ответить
  23. Александр Майер 05.03.2016 в 02:23 |

    «Слушай, ну тогда лучше вообще все запрещать»
    Неея, я вообще против запретов. Запретный плод всегда сладок. Но и ограждать от опасностей тоже как-то необходимо. Хотя, тут уже конкретно от ребенка зависит, от характера, воспитания. Ведь кому-то можно доходчиво все объяснить, а для кого-то только «через ремень» дойдет.
    PS: ну, если пруд реально мелкий и опасности не представляет, тогда да. Я имел в виду если опасность реальная.

    Ответить
  24. Елена Романова 05.03.2016 в 19:02 |

    Вспомнила одну историю, которая мне очень помогала сына спать укладывать. Говорила, что снежная королева летает и в окна смотрит, кто не спит. Это единственное, что имело на него воздействие. Сейчас в 13 лет говорит, что помнит о снежной королеве…
    У меня в детстве лет в 5, когда я оставалась одна с прабабушкой был страх Бабы Яги и немцев. Помню, долго заснуть не могла, все вспоминала, хорошо ли бабущка закрыла двери, окна… Не думаю, что в детстве меня пугали, могла просто под впечатлением быть от сказки или фильма.
    Постарше, лет в 12 боялась одна дома оставаться. Это началась мода на фильмы ужасов по кабельному телевидению. И первое время я смотрела их с интересом. А потом, чтобы лечь спать проверяла дома все комнаты, шкафы, под кровать заглядывала… никого ли нет.
    Чего сейчас боюсь? Даже не знаю. Змей не люблю. Не хотелось бы с ними встретиться.

    Ответить
  25. Ольга Протасенко 20.03.2016 в 13:17 |

    А, ты не понял, видно — дети туда не купаться идут, а воду набирать или ноги-руки помочить, сидя на ступеньке. То есть опасности вообще нет.А мамаши не пускают те же, что и не разрешают босиком по песку бегать или по лужам. То есть там конкретные тупицы)

    Ответить
  26. Анна 02.04.2016 в 03:45 |

    Я в детстве испугалась тарантула, упавшего в воду в большую жестяную ванну, в которой я иногда любила плескаться у бабушки. С тех пор боюсь пауков. Пробовала с этим страхом работать «по гештальту» — как-то слабо. Но, по-крайней мере, успеваю вспомнить, что страхи надуманны. Хотя рефлекторно все равно дергаюсь.
    Зато, было время, когда у меня этот страх пауков стал расширяться — на всех насекомых типа жуки и прочее. Это происходит(у меня) на фоне каких-либо напряжений, общего повышения тревожности. Как становлюсь спокойнее, расслабленней вообще — и к ползучим меньше страха.

    Ответить
  27. Надежда 09.04.2016 в 01:37 |

    Хм… А у меня вот нет иррациональных страхов 🙂 Только вполне рациональные — типа прогулки в одиночестве по темному городскому парку, и то не всегда… Еще помню, как панически испугалась карабкаться на утес в горах — в первый раз, аж до до дрожи. Но потом прошло.
    Детям, соответственно, тоже ничего такого не прививала, и каково же было мое удивление, когда я решила показать сыну года в 2 паучка, заползшего на мою руку, а он — в слезы! Как это объяснить? Возникают иногда у детей страхи совершенно непонятные.
    Бывают и понятные. Вот нашлепала его пару раз в сердцах недавно за злостное разлитие воды на кухне и грозно вручала тряпку — теперь гляжу: если что-то нечаянно проливается, он тут же впадает в панику и бросается искать тряпку. Даже стыдно мне стало, что ребенка запугала так 🙁 Надеюсь, пройдет…
    С Альбертом они так зря — как с крысой лабораторной прямо!

    Ответить
  28. Ольга Протасенко 14.04.2016 в 04:20 |

    Я стараюсь отвечать только на то, на что имеет смысл отвечать. Я свою точку зрения высказала в статье, Вы свою (противоположную) — в комментарии. На что же мне было отвечать? Ну не повторять же снова статью — это прямой путь к драке:-)
    А о белом слоне перестала думать еще вчера, ага. И даже конец исправила:-)

    Ответить
  29. Юлия 22.04.2016 в 16:26 |

    Я сознание, конечно, не теряла, когда паук по мне на улице случайно побежит, но до дрожи не приятное ощущение и в принципе, больше никого так не боюсь, как пауков. Видя мое отношения к ним и сын их побаивается, зато всех других насекомых берет в руки, даже гусениц, дождевых червей и прочих…Страх вроде необоснованный, но вот дочь однажды паук укусил, когда она его в тапочке не заметила…
    А в детстве помню находили в степи норку и заливали туда воду, чтобы тарантул выскочил, а мы его того…стыдно, конечно, вспоминать, но нам было тогда по 5 лет, и как за нами никто не следил-то…

    Ответить
  30. Александр Майер 23.04.2016 в 06:56 |

    Ну, Ольга, знаешь… С мамами не с мамами. А вот недавно две пятиклассницы на озере же утонули, хотя тоже «под присмотром были». Вода — это всегда опасно. Даже если это мелкий пруд. Взрослым нужно быть на чеку.

    Ответить
  31. Станислав 26.04.2016 в 07:05 |

    Думал. что ответить человеку, который отвечает на самую простую часть комментария. собственно, мне все равно, как был признан эксперимент в 1920м.
    К слову (-вам) «неэтичный» и «жестокий» — это несколько разные вещи. Так можно назвать 22 июня 1941 днем неэтичного поведения Гитлера по отношению к СССР.
    P.S. Перестали думать о своем «белом слоне»?

    Ответить
  32. Юлия Qween 15.05.2016 в 23:25 |

    Я просто не так давно в этом году читала книгу «Классические случаи в психологии» Дж. Роллса. Там много всего такого, как раз по твоей теме.
    И вот прикол вспомнился. Моя мама, когда дети балуются, любит пугать их полицией — мол сейчас полицию вызову, придут и заберут вас. На что я ей недавно в шутку ответила: «Вот так и формируется у людей негативное отношение к органам правопорядка» 🙂 Думаю, что это из той же оперы

    Ответить
  33. Ольга Протасенко 25.05.2016 в 19:36 |

    Малыш был сиротой, Наташ. И сделали из него подопытную крысу.Позже его усыновили, а дальнейшая судьба неизвестна — читала, что умер еще будучи ребенком от какой-то тяжелой болезни.Насчет того, чтобы смотреть страху в глаза согласна. Но иногда это слишком страшно)

    Ответить
  34. Юлия 03.06.2016 в 04:19 |

    Оль, очень уж я по твоим рассказам соскучилась, честно слово =) Выходи из-подполья…

    Ответить
  35. Ольга Протасенко 03.06.2016 в 23:07 |

    Ага, не говори. Я вот до сих пор не понимаю корни некоторых страхов. Борюсь просто — и все. Но узнать причины было бы интересно)

    Ответить
  36. Станислав 29.06.2016 в 00:57 |

    Садистский эксперимент описан. Хороший пример «слесаря-гинеколога».
    Связь между любыми вещами — это подсознание. И страхи могут быть порождены не только «личным опытом», но и опытом предков.
    Лучший метод привить страхи ребенку — это стараться НЕ прививать ему страхи.
    Впрочем, давайте не будем думать о белых слонах.

    Ответить
  37. Ольга Протасенко 05.07.2016 в 04:02 |

    У меня бывала, что срывалась за пролитое (если проливалось нарочно), но никакого эффекта не возымело. Мало того: прольет — и еще мня зовет посмотреть, если я не рядом:-)Правда, я не так уж сильно срывалась — без шлепков.

    Ответить
  38. Web-Кошка 14.07.2016 в 20:30 |

    А я до дрожи боюсь пауков. Всю жизнь боюсь, сколько себя помню — даже сознание однажды потеряла, когда паучище у меня на лице оказался. Самое главное, все думают, что я преувеличиваю и притворяюсь, чтобы при уборке дома за шкафом паутину не сметать)))

    Ответить
  39. Вячеслав 16.07.2016 в 20:54 |

    Станислав, Вы как-то не по-мужски придираетесь 😉
    А блогеры троллят блогеров только на одноименной акции на блоге blogovedka.ru
    Думаю Вам туда прямая дорога и там уже будет видно, кто чего стоит на самом деле :)))

    Ответить
  40. Ольга Протасенко 17.07.2016 в 15:43 |

    Согласна, что эксперимент жестокий. Собственно, он и был признан неэтичным.

    Ответить
  41. Ольга 19.07.2016 в 09:20 |

    Оля, мужественный ты человек)) Я так не могу!

    Ответить
  42. Елена Назаренко 20.07.2016 в 12:46 |

    Ребёнка стало очень жалко…
    У себя вроде иррациональных страхов не припомню, хотя наверняка они есть.

    Ответить
  43. Александр Майер 24.07.2016 в 04:39 |

    Нет, ну с прудом — это более-менее объективная «пугалка». Нельзя детям разрешать слишком уж свободное перемещение в пространстве. Тем более на опасных участках. Но, я считаю, нужно не пугать, а максимально понятно объяснять. А то потом вырастет ребенок с гидрофобией какой-нибудь =)

    Ответить
  44. Ольга Протасенко 24.07.2016 в 17:54 |

    Точно-точно)) Мне иногда кажется, что у взрослых конкретно едет крыша. Вот пару примеров: одна моя знакомая по площадке, чуть что, запугивала ребенка детским садом (что сдаст в детский сад). Но обстоятельства сложились так, что в сад все же пришлось отдать, хоть и после трех лет. Ты бы видел, какие были истерики еще перед первым походом…Или еще пример: у нас в поселке есть пруд. Дети часто спускаются к нему по лестнице — наливают воду в ведра, мочат ноги и т.д. Но есть несколько матерей, которые категорически не пускают своих детей туда. Объясняют так: «Там крокодилы, тебя сейчас съедят! Вон, видишь-видишь, уже плывет». Дурдом на выезде. Особенно интересно, что их дети-то видят, что другим можно и их никто не ест. Ну где мозг?

    Ответить
  45. Юлия 25.07.2016 в 21:39 |

    Так она поди выбралась тогда-они ведь и закапываться умеют…хотя из коробочки вряд ли…Чего в детстве только не делали…Я вот жила в своем доме и хотя пауков боялась, но знала, где во дворе у них домики и регулярно подкармливала их мухами-))

    Ответить
  46. Ольга Протасенко 28.07.2016 в 05:09 |

    Слушай, ну я бы и не подумала так над собой издеваться, если бы не дочка. Она очень живо всем этим интересуется, в руки берет, играет, мне дает. Надоело убегать с воплем =)) А червей я боюсь не меньше, чем жуков. Даже, пожалуй, больше.Насчет экспериментов — есть, конечно, эффект от них. И все же я против. Одно дело — испытания и медицинских целях, для излечения смертельных болезней и прочего, и совсем другое — исследование психики. Да и то лучше уж на животных.

    Ответить
  47. Ольга Протасенко 07.08.2016 в 11:30 |

    Елена, рада Вас видеть!
    Альберта жалко, и не говорите. На всю жизнь фобию привили 🙁

    Ответить
  48. Ольга Протасенко 13.08.2016 в 00:41 |

    Это конечно. Закон концентрации:-)

    Ответить
  49. Наталья Самолюк 15.08.2016 в 01:06 |

    Бедный ребенок. А мамашка-то, как на это согласилась?
    Если у меня какой — то страх начинает внутри подниматься, то я его подавляю усилием воли. Страюсь думать о чем нибудь приятном. А лучшая борьба со стархом это не прятаться от него в смотреть ему в глаза. И потом, есть хорошая поговорка «Нет страшен черт, как его малюют»

    Ответить
  50. Александр Майер 26.08.2016 в 12:26 |

    Да-да, нельзя такими методами детей запугивать. У нас самое частое (в России я имею в виду) пугают или милицией, или врачами («сейчас врача вызову, чтобы укольчик тебе сделала, чтобы не баловалась»). А потом возмущаются, чего это у нас эти профессии так не любят многие.
    Нельзя так делать =)

    Ответить
  51. Ольга Протасенко 15.09.2016 в 20:11 |

    Ага, у моей дочки тоже бывают не понятно откуда взявшиеся испуги. Был и совсем чудной случай: напугалась одну старушку (правда, очень на поминающую бабу Ягу) и потом мясца 3-4 ото всех незнакомых взрослых шарахалась. Говорят, возрастное, бывает. И правда, прошло быстро. Так что тут сложно однозначные выводы делать)А эксперимент не человеколюбивый, это уж точно. Бедный малыш! Прямо собаку Павлова напомнил…

    Ответить
  52. Ольга Протасенко 22.09.2016 в 10:40 |

    Из коробочки — вряд ли. Эх!Пауков я не подкармливала, но тоже побаивалась — каждое лето жила на даче, где туалет был уличный, без искусственного освещения. Вечерами находиться там было стремновато))

    Ответить
  53. Вячеслав 05.10.2016 в 10:04 |

    А там написано «узнай правду — если не боишься» 🙂
    Видно многие не решаются ещё, а некоторым хватает смелости только перед слабым полом умничать 😉

    Ответить
  54. Ольга Протасенко 19.10.2016 в 17:13 |

    А у меня там со всеми насекомыми, кроме бабочек — можешь себе представить мою жизнь в деревне (я тут часто)?)Борюсь так: заставляют себя брать их в руки, не отворачиваться. Помогает, однако!

    Ответить
  55. Ольга Протасенко 24.10.2016 в 18:24 |

    Интересно… А почему боишься? Не помнишь, с чего началось?А сознание, кстати, я тоже от страха теряла не раз.

    Ответить

Оставить комментарий