«Принятие ребенка». Семинар по психологии Клода Шодера. Часть 2

Продолжаем разговор…

Напомню, что мы продолжаем обсуждать семинар Клода Шодера, проводимый им в Москве в Зеленом Доме 2 декабря, который, в свою очередь, был посвящен детской психологии и проблемам воспитания.

В прошлой статье мы обсуждали методы воспитания, опасность «дрессировочного» подхода к ребенку. В этой статье хочу обратить особое внимание на необходимость принятия ребенка.

В книге «Оскар и Розовая дама» Эрика-Эммануэля Шмитта прекрасно раскрывается эта тема. Ее мне посоветовали как раз на семинаре, также как и экранизацию — фильм «Оскар и Розовая дама». Ниже я немного расскажу об этой вещи.

А пока начну с примера из семинара.

Одна слушательница вспомнила случай многолетней давности, не дающий ей покоя:

 

Она привела трехлетнего сына в спортивный клуб записываться в одну из секций. Пришли они, видимо, перед самым началом занятий — тренер выглянула из дверей. Мама объяснила, что они пришли записываться.

Тренер позвала мальчика: «Давай, заходи!»

Малыш смутился и не решался войти – стоял-мялся у двери.

Тренер повторила: «Ну что, ты заходишь или сколько тебя еще ждать?» — и с силой захлопнула перед носом мамы и мальчика дверь.

 

Вопрос заключался в том, как надо было вести себя матери.

Прежде всего, Клод спросил, что сделала мать. Она, что не удивительно, опешила и просто сказала, что «такое бывает». Кстати, многие матери на ее месте отругали бы ребенка – я несколько раз была свидетелем подобных сцен.

Клод ответил, что в таких ситуациях важно дать ребенку понять, что он не один. Мама ведь оказалась в точно таком же положении: перед ее носом также захлопнули дверь. А также объяснить, что его чувства – обида, злость, удивление и другие – абсолютно нормальны.

Можно сказать (лучше сразу):

«Какая грубиянка! Захлопнула перед нами дверь! Ух, как я разозлилась!»

«Это обидно и невоспитанно! Она не имела права этого делать! Поступила очень плохо!»

«Ну и не нужна нам ее секция – пойдем, поищем что-нибудь получше!»

 

Ребенок поймет, что он не один, что их с мамой обоих обидели, что она испытывает те же чувства, что это нормально. И, главное, что его вины здесь нет!

Это очень важно.

С несправедливым отношением, грубым поведением сталкиваются многие дети. Главное – отреагировать, проговорить ситуацию, тем самым сгладив ее для ребенка и предотвратив последствия, дальнейшие переживания.

Вторая история печальная, трагическая, но не могу не поделиться — о важности принятия ребенка таким, какой он есть в случае его тяжелой болезни.

 

В течение четырех лет Клод Шодер два раза в неделю ходил к одному мальчику, больному лейкемией.

Приходя в малышу, Клод общался с ним на равных: спрашивал, как у того дела, как самочувствие, чем интересуется, о чем хотел бы поговорить или, может быть, поиграть.

Большую часть времени они играли в карты. Мальчик любил эти игры, очень эмоционально реагировал как на проигрыши, так и на победы. Иногда кричал: «Я убью тебя! Так нечестно!», а Клод отвечал: «Да кто ж тебе позволит меня убить?».

Во время этих игр они иногда говорили о волнующих мальчика вещах, о его переживаниях. Клод был единственным человеком, с кем мальчик мог чувствовать себя свободно.

Однажды он спросил: «Клод, я скоро умру?»

А Клод ответил: «Такое возможно. У тебя тяжелая болезнь».

Тогда мальчик задал вопрос: «Как ты думаешь, мне можно сказать об этом маме?»

«Почему ты спрашиваешь? Разве вы не говорили с ней?» — ответил Клод.

«Нет, она все время плачет. Я боюсь, тогда она совсем расстроится из-за меня».

 

oskar-i-rozovaya-damaВы понимаете, что происходило? Взрослые пытались скрыть болезнь ребенка от него самого, тогда как он все прекрасно понимал.

Единственное, чего он боялся (дети не боятся смерти) – это огорчить маму. Он испытывал огромное чувство вины, так как знал, что причина в нем – в его болезни.

Клод начал навещать малыша, когда тому было всего 3 года. А умер он через 4 года – в 7 лет. Даже в таком маленьком возрасте дети все понимают!

Я ни в коем случае не осуждаю маму мальчика. Страшно представить ее чувства. И легко понять ее желание оградить малыша от них и от всего, что происходило на самом деле.

Но ребенок все знал – он понимал и видел, что состояние его быстро ухудшалось, что мать страдает, а врачи не говорят ничего оптимистичного.

Клод объяснил, что при таких тяжелых обстоятельствах тем более важно проживать болезнь ребенка вместе с ним: не пытаться сделать вид, что ее нет, а принять ее, принять своего ребенка с ней и смириться с этим.

Это сложно объяснить… Важно, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и принятым таким, какой он есть, чтобы его не мучило чувство вины перед родителями за свой недуг.
Вы понимаете, что я хочу сказать?

Часто родители принимают детей отдельно от болезни, а к болезни относятся как к случайному недоразумению, не хотят и не могут принять ее, боятся ее. Но факт в том, что дети живут с этой болезнью – отдельно от нее их нет, а некоторых уже не будет (я говорю о неизлечимых формах).

Можно, я приведу пример? Отрывок из книги «Оскар и Розовая дама». Разговор Оскара и бабушки Розы (той самой Розовой дамы) о родителях Оскара:

 

— Они меня боятся. Не осмеливаются со мной разговаривать. И чем меньше
осмеливаются, тем больше я кажусь себе чудовищем. Почему я навожу на них
такой ужас? Разве я так уж безобразен? От меня воняет? Я сделался идиотом, и
сам этого не понимаю? — Они боятся не тебя, Оскар. Они боятся болезни.

— Моя болезнь — часть меня самого. Они не должны вести себя иначе
из-за моей болезни. Или получается, что они могут любить лишь здорового
Оскара?

 

Малыши больше всего страдают именно от того, что не чувствуют себя принятыми такими, какими им суждено быть, из-за чувства вины от этого.

Один детский психолог, присутствовавший на семинаре, вспомнил слова своего пациента: «Хочу поскорее умереть, чтобы мама перестала так мучиться».

Также она рассказала о других случаях из своей практики (она работает психологом в детской больнице — специалист по песочной терапии): как трудно бывает помочь родителям и детям «встретиться» перед лицом болезни, принять ее, чтобы прожить последние дни, месяцы или годы вместе:

 

«Какое это счастье, когда удается помочь им! После успешных сеансов, они по-другому смотрят друг на друга и даже по-другому выходят из кабинета!»

 

Конечно, без работы профессионалов пройти через это несравнимо сложнее. Надо отдать должное людям, работающим с подобными проблемами.

Книга «Оскар и Розовая дама», которую мне посоветовали на семинаре (я приводила отрывок из нее выше) потрясающая – добрая, светлая. Написана от лица самого героя – десятилетнего Оскара.

Он рассказывает о своей жизни в больнице, описывает много забавных случаев, своих друзей: друга по прозвищу «Бекон» из-за тяжелых ожогов, мальчика, страдающего ожирением по прозвищу «Попкорн» и других приятелей.

Представляете? Казалось бы: жестокие прозвища (у самого Оскара – «Яичная башка»). Но дети не высмеивают друг друга ими – у них и в мыслях нет обижаться на них.

Вот пример, начало книги (привожу для иллюстрации языка):

 

«Дорогой Бог,
меня зовут Оскар, мне десять лет, я поджигал кошку, собаку, дом (думаю,
что при этом золотые рыбки поджарились), и пишу я тебе в первый раз, потому что раньше времени не было — из-за школы. Сразу же предупреждаю: сам я писать терпеть не могу. Только если заставят! Потому что ненавижу все эти закорючки, фестончики, росчерки и прочее. Лживые улыбочки и приукрашивание.
Писать — это взрослые штучки.

Чем докажу? Да хотя бы началом собственного письма: «Меня зовут Оскар,
мне десять лет, я поджигал кошку, собаку, дом (думаю, что при этом золотые
рыбки поджарились), и пишу я тебе в первый раз, потому что раньше времени не
было — из-за школы»…

А мог бы написать: «Меня зовут Лысый, на вид мне лет
семь, живу я в больнице, потому что у меня рак, а не писал тебе, потому что
не подозревал о твоем существовании». Но если бы я так написал, это
произвело бы плохое впечатление, и ты бы не стал мною заниматься. А мне
нужно, чтобы занимался. Меня бы вполне устроило, если бы ты нашел время
оказать мне пару-тройку услуг. Сейчас объясню».

 

Очень-очень советую вам ее прочесть. Не бойтесь – я сама пару дней собиралась с духом, чтобы начать. Но я ожидала увидеть, скорее, что-то трагическое, написанное серьезным языком.

Как я уже говорила, книга «Оскар и Розовая дама» экранизирована. Также есть одноименный моноспектакль Алисы Фрейндлих — все, кто смотрел, в восторге.

Если честно, мне было очень трудно писать эту статью. И вообще тяжело обсуждать эту тему – сразу возникает много проекций. Я даже думала закончить после рассказа о захлопнутой тренером дверью.

И все же дописала. Надеюсь, не зря.

Если хотите поговорить, прокомментировать – буду рада. Но на этот раз не призываю – понимаю, что не все готовы высказывать свои мысли на эту тему.

 

Постельное бельё
<ul class="post-categories"> <li><a href="https://blogopsy.ru/category/psixologiya/" rel="category tag">Психология</a></li></ul>
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(25 голосов, в среднем: 4.2 из 5)

Комментарии к записи

  1. Надежда 12.09.2015 в 05:14 |

    Смотрю на детей и всегда переживаю, как некоторые глупые взрослые калечат их судьбы и психику!

    Ответить
  2. Галина 14.09.2015 в 05:38 |

    Детская психика — психика особенная. И ее формируем мы, родители. Не воспитатель, не учитель — только мы. Поэтому вся ответственность за детей только на нас. Почему ребенок не рассказывает что-то маме? Страх быть непонятым. Я о жизни говорю, не о книге. Мамы встречаются  вокруг злые, такое впечатление , что им дети мешают жить, гулять, развлекаться. Это отдельная тема. Слава Богу, что хороших и ласковых мам намного больше))). У меня уже дети выросли. И я, исходя из жизненного опыта, понимаю, что самое важное в наших отношения с детьми — ОБЩЕНИЕ! Самое простое ОБЩЕНИЕ мамы и ребенка — усадила на коленочки, обняла малыша, и объясни, что да почему.  Прежде чем ругать малыша за игры в неподходящих местах, объясните, что будет если… Ребенок должен знать, чем это чревато! Он же не понимает многих вещей, ему же всего 5, а не 25. А мы , взрослые, часто  это вообще не берем во внимание. Дети зажимаются, потом отдаляются, а потом — нет взаимопонимания, и уважения. А вот этого никто не хочет из родителей. Я считаю, любовь, ласка и постоянная открытость, и  общение — вот что надо ставить во главу угла. Может немного не в тему комментарий, но суть — душа ребенка!

    Ответить
  3. stunary 15.09.2015 в 01:59 |

    Да, согласна! Вообще, стоит хотя бы задумываться об этих вещах. А многие ведь и этого не делают.

    Ответить
  4. stunary 20.09.2015 в 16:25 |

    Вы молодцы, малыш твой молодчина втройне, что выкарабкался! Здоровья ему и всем вам!И сочувствую тебе как матери — могу представить, как тяжело было это пережить — не только те три дня, но и последующий страх повторения и прочего. Наверное, еще долго не отпускало…

    Ответить
  5. Юлия 26.09.2015 в 00:59 |

    Очень тонкая тема… Я зациклилась на тренере больше всего — просто задумалась как бы я сама поступила в такой ситуации?! Наверное я бы тоже растерялась… Как же трудно всегда подавать кому-то пример! 

    Ответить
  6. Ирина Раковец 29.09.2015 в 08:13 |

    Мне тоже, Ольга, детская психология интересна до безумия. Советую всем родителям читать эти книги. Мне особенно понравились книги Ю.Гиппенрейтер. Многие родители не умеют общаться со своими детьми, не знают, как лучше повести себя в той или иной ситуации. Воспитанию надо учиться. Это огромная ответственность. 
    Эта статья заставляет задуматься. Спасибо, Ольга.

    Ответить
  7. stunary 29.09.2015 в 16:14 |

    Да, правда:(

    Ответить
  8. Оксана 03.10.2015 в 00:24 |

    Ох, если бы их так легко было на коленочки усадить))
    Конечно, надо все деткам объяснять.  И дети нам ничего не должны. Это мы им должны. А вообще, надо научиться жить для себя, не для детей, больше времени уделять себе. 
    То есть другими словами женщина пытается наслаждаться ребенком, черпать от него энергию счастья. В итоге сосредоточенна только на ребенке, забывает себя. Но ребенок не дает того, что хочет женщина и она начинает злиться на ребенка. 

    Ответить
  9. stunary 06.10.2015 в 07:57 |

    Да, а заново учиться очень сложно, так как за плечами — багаж комплексов, предубеждений, страхов:(

    Ответить
  10. Cheshirka 08.10.2015 в 04:02 |

    Да, реальность такова, что дети зачастую мудрее, глубже нас, взрослых, особенно в критических ситуациях…
    А все это происходит потому, что мы пытаемся в каждой ситуации как-то выглядеть, смотрим на себя со стороны, жутко напрягаемся — и конечно, ничего не выходит. А дети — они просто живут, чувствуют, смотрят.
    И нам, взрослым, заново надо этому учиться.

    Ответить
  11. stunary 28.10.2015 в 11:11 |

    Да, согласна! Вообще, стоит хотя бы задумываться об этих вещах. А многие ведь и этого не делают.

    Ответить
  12. Галина 30.10.2015 в 12:31 |

    Детская психика — психика особенная. И ее формируем мы, родители. Не воспитатель, не учитель — только мы. Поэтому вся ответственность за детей только на нас. Почему ребенок не рассказывает что-то маме? Страх быть непонятым. Я о жизни говорю, не о книге. Мамы встречаются  вокруг злые, такое впечатление , что им дети мешают жить, гулять, развлекаться. Это отдельная тема. Слава Богу, что хороших и ласковых мам намного больше))). У меня уже дети выросли. И я, исходя из жизненного опыта, понимаю, что самое важное в наших отношения с детьми — ОБЩЕНИЕ! Самое простое ОБЩЕНИЕ мамы и ребенка — усадила на коленочки, обняла малыша, и объясни, что да почему.  Прежде чем ругать малыша за игры в неподходящих местах, объясните, что будет если… Ребенок должен знать, чем это чревато! Он же не понимает многих вещей, ему же всего 5, а не 25. А мы , взрослые, часто  это вообще не берем во внимание. Дети зажимаются, потом отдаляются, а потом — нет взаимопонимания, и уважения. А вот этого никто не хочет из родителей. Я считаю, любовь, ласка и постоянная открытость, и  общение — вот что надо ставить во главу угла. Может немного не в тему комментарий, но суть — душа ребенка!

    Ответить
  13. Юлия 04.11.2015 в 01:21 |

    Очень тонкая тема… Я зациклилась на тренере больше всего — просто задумалась как бы я сама поступила в такой ситуации?! Наверное я бы тоже растерялась… Как же трудно всегда подавать кому-то пример! 

    Ответить
  14. Оксана 05.11.2015 в 21:08 |

    Нет ничего страшнее, чем неизлечимые болезни у детей. Мой сын три дня после рождения балансировал на грани жизни и смерти. Это были самые ужасные три дня в моей жизни и в жизни моих близких (мужа, родителей). Слава богу, все позади. Пока никаких последствий не видно, кроме того, что ему практически полностью уничтожили иммунитет огромными дозами лекарств. Восстанавливаемся, закаляемся и сейчас он ничем не отличается от других малышей. Искренне сочувствую тем родителям, дети которых серьезно болеют. Это тяжелый крест, никому не пожелаешь…

    Ответить
  15. stunary 06.11.2015 в 12:51 |

    Спасибо Вам, Ирина. Гиппенрейтер тоже люблю — все доходчиво. Сейчас многие родители продвинутые — читают, интересуются, пытаются применять. Но именно что «пытаются» — на практике все гораздо тяжелее, чем в теории. Сужу и по своему собственному опыту.

    Ответить
  16. Оксана 08.11.2015 в 06:47 |

    Нет ничего страшнее, чем неизлечимые болезни у детей. Мой сын три дня после рождения балансировал на грани жизни и смерти. Это были самые ужасные три дня в моей жизни и в жизни моих близких (мужа, родителей). Слава богу, все позади. Пока никаких последствий не видно, кроме того, что ему практически полностью уничтожили иммунитет огромными дозами лекарств. Восстанавливаемся, закаляемся и сейчас он ничем не отличается от других малышей. Искренне сочувствую тем родителям, дети которых серьезно болеют. Это тяжелый крест, никому не пожелаешь…

    Ответить
  17. stunary 13.11.2015 в 06:06 |

    Я тоже во многом повторяю родителей. По большей части они вели себя правильно (во всяком случае, мама, и она же могла надавить на папу).
    А то, в чем ошибались, я стараюсь анализировать и буквально заставлять себя вести по-другому.
    Трудно, да, особенно поначалу и в порыве сильных эмоций. Главное помнить, что ребенок не виноват — он просто маленький. Мне помогает это себе повторять, чтобы не требовать всяких «правильностей»:-)

    Ответить
  18. stunary 17.11.2015 в 14:56 |

    Очень в тему, Галина. Поддерживаю Вас, хотя опыт у меня еще маленький — дочке пока 2,5 годика)

    Ответить
  19. Оксана 23.11.2015 в 01:21 |

    Малыш действительно оказался очень сильным, даже врачи поражались))) А страх, конечно, остался. Раньше с мужем хотели троих детей, но теперь не можем решиться на третьего, так как существует большая вероятность повторения ситуации… 

    Ответить
  20. stunary 23.11.2015 в 15:50 |

    Точно. А после злости мучает чувство вины — и так по кругу. В итоге страдают обе стороны. Так что все хорошо в меру)

    Ответить
  21. Надежда 30.11.2015 в 18:02 |

    Очень трогательная статья. Я психолог и уже имею достаточно большой стаж (20 лет) работы с детьми. Я очень за них переживаю. Вижу как они стойко решают наши взрослые проблемы, которые мы им навязали и зачастую заставили страдать…

    Ответить
  22. stunary 14.12.2015 в 11:19 |

    Да, до семинара я не задумывалась о таких вещах — имею в виду трагические ситуации. А что уж говорить о менее серьезных вещах, которые мы пытаемся от низ скрыть!
    Не думала, что они настолько все понимают и чувствуют… Бедные детишки, правда. И родители тоже бедные, но детей жалко несравнимо больше.
    Взрослые многие чувства блокируют, в отличие от детей. Я так подозреваю.

    Ответить
  23. stunary 26.12.2015 в 17:46 |

    Я тоже во многом повторяю родителей. По большей части они вели себя правильно (во всяком случае, мама, и она же могла надавить на папу).
    А то, в чем ошибались, я стараюсь анализировать и буквально заставлять себя вести по-другому.
    Трудно, да, особенно поначалу и в порыве сильных эмоций. Главное помнить, что ребенок не виноват — он просто маленький. Мне помогает это себе повторять, чтобы не требовать всяких «правильностей»:-)

    Ответить
  24. Надежда 09.01.2016 в 03:39 |

    Очень трогательная статья. Я психолог и уже имею достаточно большой стаж (20 лет) работы с детьми. Я очень за них переживаю. Вижу как они стойко решают наши взрослые проблемы, которые мы им навязали и зачастую заставили страдать…

    Ответить
  25. Galka 11.01.2016 в 13:55 |

    Очень глубокая статья. Боже мой, бедные дети. 
    Поражает, насколько дети взрослые. Они же все понимают и чувствуют так, что нам остается у них только учиться. 

    Ответить
  26. Ирина Раковец 26.01.2016 в 03:52 |

    Полностью согласна, что практика намного сложнее. Но лучше делать попытки, пусть и не совсем удачные, чем ничего не менять. В том числе и в своей манере общения с ребенком 🙂 Иногда даже безобидная, как нам кажется, шутка, может надолго запасть в памяти ребенка и сильно его обидеть. 

    Ответить
  27. stunary 12.02.2016 в 10:52 |

    Точно. А после злости мучает чувство вины — и так по кругу. В итоге страдают обе стороны. Так что все хорошо в меру)

    Ответить
  28. stunary 13.02.2016 в 12:08 |

    Понимаю. В Вашей профессии надо иметь очень крепкие нервы…

    Ответить
  29. Елена 17.02.2016 в 09:34 |

    Очень правильно то, что принимать ребенка нужно таким, какой он есть. И это касается не только таких серьезных ситуаций, которые описаны в статье, но и более легких.
    Например, родители иногда не критикуют  своего ребенка за какие-то особенности его поведения или внешности , а ребенок понимает это так, что он очень плохой, раз ДАЖЕ родители его не любят .

    Ответить
  30. stunary 27.02.2016 в 18:41 |

    Понимаю. В Вашей профессии надо иметь очень крепкие нервы…

    Ответить
  31. Оксана 15.03.2016 в 20:26 |

    Недавно прочитала как нужно правильно наказывать ребенка. Надо сначала показать ему свою любовь, показать ему, что вы его принимаете, а потом наказать и при этом огорчиться вместе с ним. То есть, показать ему, что вам не хочется этого делать, но надо. 
    Ох, жаль, что эмоции обычно зашкаливают… 

    Ответить
  32. stunary 16.03.2016 в 00:08 |

    Да, Юль, это правда((Самой чаще хочется неприятные ситуации побыстрее замять:(

    Ответить
  33. stunary 17.03.2016 в 12:31 |

    Вы молодцы, малыш твой молодчина втройне, что выкарабкался! Здоровья ему и всем вам!И сочувствую тебе как матери — могу представить, как тяжело было это пережить — не только те три дня, но и последующий страх повторения и прочего. Наверное, еще долго не отпускало…

    Ответить
  34. Лана 19.03.2016 в 09:32 |

    Дети действительно бояться огорчить маму и что их наругают

    Ответить
  35. Оксана 21.03.2016 в 08:24 |

    Ох, если бы их так легко было на коленочки усадить))
    Конечно, надо все деткам объяснять.  И дети нам ничего не должны. Это мы им должны. А вообще, надо научиться жить для себя, не для детей, больше времени уделять себе. 
    То есть другими словами женщина пытается наслаждаться ребенком, черпать от него энергию счастья. В итоге сосредоточенна только на ребенке, забывает себя. Но ребенок не дает того, что хочет женщина и она начинает злиться на ребенка. 

    Ответить
  36. Оксана 25.03.2016 в 08:54 |

    Недавно прочитала как нужно правильно наказывать ребенка. Надо сначала показать ему свою любовь, показать ему, что вы его принимаете, а потом наказать и при этом огорчиться вместе с ним. То есть, показать ему, что вам не хочется этого делать, но надо. 
    Ох, жаль, что эмоции обычно зашкаливают… 

    Ответить
  37. stunary 12.04.2016 в 03:56 |

    Да, правда:(

    Ответить
  38. Cheshirka 26.04.2016 в 03:41 |

    Да, реальность такова, что дети зачастую мудрее, глубже нас, взрослых, особенно в критических ситуациях…
    А все это происходит потому, что мы пытаемся в каждой ситуации как-то выглядеть, смотрим на себя со стороны, жутко напрягаемся — и конечно, ничего не выходит. А дети — они просто живут, чувствуют, смотрят.
    И нам, взрослым, заново надо этому учиться.

    Ответить
  39. Оксана 16.05.2016 в 08:22 |

    Малыш действительно оказался очень сильным, даже врачи поражались))) А страх, конечно, остался. Раньше с мужем хотели троих детей, но теперь не можем решиться на третьего, так как существует большая вероятность повторения ситуации… 

    Ответить
  40. stunary 17.05.2016 в 21:03 |

    Да, до семинара я не задумывалась о таких вещах — имею в виду трагические ситуации. А что уж говорить о менее серьезных вещах, которые мы пытаемся от низ скрыть!
    Не думала, что они настолько все понимают и чувствуют… Бедные детишки, правда. И родители тоже бедные, но детей жалко несравнимо больше.
    Взрослые многие чувства блокируют, в отличие от детей. Я так подозреваю.

    Ответить
  41. stunary 18.05.2016 в 19:52 |

    Да! Нередко бывает, что родители готовы принимать в ребенке только продолжение себя — те же интересы и черты, которые присущи им.
    Но если это еще как-то можно понять, то критику внешности — совсем трудно… Я знакома с таким отношением. Не на собственном опыте, правда.

    Ответить
  42. stunary 19.05.2016 в 11:54 |

    Очень в тему, Галина. Поддерживаю Вас, хотя опыт у меня еще маленький — дочке пока 2,5 годика)

    Ответить
  43. stunary 02.06.2016 в 01:11 |

    Я понимаю тебя… Здоровья твоей семье!!

    Ответить
  44. stunary 05.06.2016 в 11:30 |

    Спасибо, Надежда!:-)
    Чем дальше я изучаю психологию (пока в рамках самообразования), тем больше меня в нее затягивает. Особенно интересна детская.
    Но, в очередной раз задумываясь о втором высшем психологическом, боюсь, что не осилю: детей и без того иногда жалко до слез (в том числе и своих — в теории все гораздо проще) — при работе с ними, наверное, нужно иметь железные нервы? Иначе как справляться со своими переживаниями?
    Как Вы справляетесь?

    Ответить
  45. Екатерина 14.06.2016 в 05:46 |

    Да, самое главное — это дать понять ребенку, что он не один, чтобы он постоянно чувствовал любовь и поддержку. Дети действительно очень боятся огорчить маму…Им важно знать, что их любят и принимают такими, какие они есть…Просто за то, что они есть…

    Ответить
  46. Galka 18.06.2016 в 14:36 |

    Очень глубокая статья. Боже мой, бедные дети. 
    Поражает, насколько дети взрослые. Они же все понимают и чувствуют так, что нам остается у них только учиться. 

    Ответить
  47. stunary 19.06.2016 в 01:24 |

    Да, Юль, это правда((Самой чаще хочется неприятные ситуации побыстрее замять:(

    Ответить
  48. stunary 20.06.2016 в 17:47 |

    Да, и это касается не только тяжелых ситуаций, болезней.
    Но это легко только в теории, а так сложно на практике!

    Ответить
  49. Ирина Раковец 29.06.2016 в 19:46 |

    Полностью согласна, что практика намного сложнее. Но лучше делать попытки, пусть и не совсем удачные, чем ничего не менять. В том числе и в своей манере общения с ребенком 🙂 Иногда даже безобидная, как нам кажется, шутка, может надолго запасть в памяти ребенка и сильно его обидеть. 

    Ответить
  50. stunary 15.07.2016 в 00:12 |

    Спасибо Вам, Ирина. Гиппенрейтер тоже люблю — все доходчиво. Сейчас многие родители продвинутые — читают, интересуются, пытаются применять. Но именно что «пытаются» — на практике все гораздо тяжелее, чем в теории. Сужу и по своему собственному опыту.

    Ответить
  51. stunary 01.08.2016 в 17:59 |

    Да, а заново учиться очень сложно, так как за плечами — багаж комплексов, предубеждений, страхов:(

    Ответить
  52. stunary 09.08.2016 в 19:55 |

    Спасибо, Надежда!:-)
    Чем дальше я изучаю психологию (пока в рамках самообразования), тем больше меня в нее затягивает. Особенно интересна детская.
    Но, в очередной раз задумываясь о втором высшем психологическом, боюсь, что не осилю: детей и без того иногда жалко до слез (в том числе и своих — в теории все гораздо проще) — при работе с ними, наверное, нужно иметь железные нервы? Иначе как справляться со своими переживаниями?
    Как Вы справляетесь?

    Ответить
  53. Лана 19.08.2016 в 14:14 |

    Дети действительно бояться огорчить маму и что их наругают

    Ответить
  54. injnnak 03.09.2016 в 04:48 |

    Да уж как часто мы бываем не справедливы к нашим детям и совершаем грубейшие ошибки. А ведь это наши дети и мы в ответе за то, будут ли они счастливыми в будущем. Но кто нас этому учил. И с нами так же обращались наши родители. И по себе знаю как трудно изменить свое поведение и жить по-другому. Но все равно часто ловлю себя на мысли, что веду себя точно так, как  и мои родители в такой ситуации и ничего не могу с этим поделать. Получается замкнутый круг.

    Ответить
  55. Надежда 03.09.2016 в 14:58 |

    Смотрю на детей и всегда переживаю, как некоторые глупые взрослые калечат их судьбы и психику!

    Ответить
  56. Ирина Раковец 05.09.2016 в 04:54 |

    Мне тоже, Ольга, детская психология интересна до безумия. Советую всем родителям читать эти книги. Мне особенно понравились книги Ю.Гиппенрейтер. Многие родители не умеют общаться со своими детьми, не знают, как лучше повести себя в той или иной ситуации. Воспитанию надо учиться. Это огромная ответственность. 
    Эта статья заставляет задуматься. Спасибо, Ольга.

    Ответить
  57. Елена 10.09.2016 в 19:20 |

    Очень правильно то, что принимать ребенка нужно таким, какой он есть. И это касается не только таких серьезных ситуаций, которые описаны в статье, но и более легких.
    Например, родители иногда не критикуют  своего ребенка за какие-то особенности его поведения или внешности , а ребенок понимает это так, что он очень плохой, раз ДАЖЕ родители его не любят .

    Ответить
  58. stunary 11.09.2016 в 00:34 |

    Да! Нередко бывает, что родители готовы принимать в ребенке только продолжение себя — те же интересы и черты, которые присущи им.
    Но если это еще как-то можно понять, то критику внешности — совсем трудно… Я знакома с таким отношением. Не на собственном опыте, правда.

    Ответить
  59. stunary 26.09.2016 в 08:42 |

    Да, и это касается не только тяжелых ситуаций, болезней.
    Но это легко только в теории, а так сложно на практике!

    Ответить
  60. injnnak 07.10.2016 в 16:38 |

    Да уж как часто мы бываем не справедливы к нашим детям и совершаем грубейшие ошибки. А ведь это наши дети и мы в ответе за то, будут ли они счастливыми в будущем. Но кто нас этому учил. И с нами так же обращались наши родители. И по себе знаю как трудно изменить свое поведение и жить по-другому. Но все равно часто ловлю себя на мысли, что веду себя точно так, как  и мои родители в такой ситуации и ничего не могу с этим поделать. Получается замкнутый круг.

    Ответить
  61. stunary 10.10.2016 в 04:27 |

    Вот! Спасибо) Как раз ответила только что на Ваш коммент к предыдущей части статьи — по поводу наказаний и мультиков. 

    Ответить
  62. stunary 10.10.2016 в 21:25 |

    Я понимаю тебя… Здоровья твоей семье!!

    Ответить
  63. Екатерина 13.10.2016 в 18:47 |

    Да, самое главное — это дать понять ребенку, что он не один, чтобы он постоянно чувствовал любовь и поддержку. Дети действительно очень боятся огорчить маму…Им важно знать, что их любят и принимают такими, какие они есть…Просто за то, что они есть…

    Ответить
  64. stunary 15.10.2016 в 03:09 |

    Вот! Спасибо) Как раз ответила только что на Ваш коммент к предыдущей части статьи — по поводу наказаний и мультиков. 

    Ответить

Оставить комментарий